Найти в Дзене
5 ОКЕАНОВ

Непобеждённые. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Перегон Явы из Могилёва (Белоруссия) в Омск (Сибирь). 1991 год.

Эх! Прокачу!
Эх! Прокачу!

Лето 1991 года. Белорусский город Могилёв. Мой друг Андрей ведёт меня в сарай, который расположился вместе с другими подобными объектами у многоквартирного дома. И вот перед нами красавица Ява - предел мечтаний любого советского мальчишки. Покрытая пылью, защищённая изящным лобовым стеклом, с большими , сделанными из нержавейки, защитными дугами, на которых аккуратно сверху и снизу приварены резьбы с пробками для хранения запаса масла, она ждёт своего звёздного часа, чтобы стремительно рвануть на встречу новым приключениям...

Останавливает её только одно: спущенное заднее колесо. Впереди нас ждут 3,5 тысяч километров непростых дорог. Ремонтируем заднее колесо, заклеивая камеру и не меняя слегка замятую (от долгого стояния спущенным) покрышку. Это наша первая ошибка. На лобовом стекле зелёной изолентой выклеиваю слово TOZKA ( что говорит по крайней мере о моём внутреннем настрое: "тоска зелёная"). На бензобак изолентой приклеиваю модные в то время электронные часы и завёрнутый в полиэтилен разработанный график движения со временем прохождения основных городов по маршруту. Согласно графику мы должны преодолеть весь путь за двое с половиной суток без остановок на сон. Предполагалось, что будем управлять мотоциклом по очереди и тот кто сзади - будет спать на ходу. Это наш второй просчёт.

Затариваемся двумя литровыми банками жидкой валюты в виде закатанного берёзового сока. Берём с собой заранее приобретённое "ноу-хау" в виде трубки, заполненной активированным углём, необходимой для того, чтобы можно было напиться из любой лужи.

Ранним утром, согласно графика, отправляемся в путь. Поехав некоторое расстояние, попадаем под неплохой дождь. В небольшом отдалении от дороги вижу большие сараи, сварачиваю на грунтовку, чтобы доехать до них и укрыться там от дождя ( по большому счёту к дождю мы не были готовы). Мотоцикл на грязи практически не бросало. Он просто моментально завалился набок, как будто это была не грязь, а скользкий лёд. Мы валялись в грязи и нам почему-то было смешно. Но надо было быстро подниматься и поднимать мотоцикл, чтобы из его аккумулятора не вытек электролит. Дождь стал стихать, а мы , так и не добравшись до сараев, вернувшись на трассу, поменяли свои носки на сухие и развесив мокрые на цилиндрах двигателя, снова двинулись в путь.

Первая ночь нас застала на просторах подмосковья. С монотонным стуком колёс об стыки бетонных плит, которыми была вымощена дорога, я пробовал заснуть, крепко держась за ведущего Яву друга. И когда я засыпал, то превращался в блуждающую массу, которая всячески пыталась стащить вбок управляющего мотоциклом. Это было, мягко говоря, небезопасно, поэтому мы приняли решение остановиться и переночевать в лесу. Разведя небольшой костерок и немного согревшись, мы увалились спать на сыру землицу.

Поутру, продрогшие и невыспавшиеся, мы снова двинулись в путь. Наконец-то промятый корд задней покрышки дал о себе знать и заднее колесо спустило. Разобрав его, заклеили камеру "Моментом". Через некоторое время колесо опять спустило. Пробоина камеры увеличилась и мы стали искать возможность заменить её на новую. В одном из сёл местные ребята нас выручили и обменяли литровую банку "берёзового сока" на новую камеру. Кстати, по ходу движения, она тоже довольно быстро прожевалась повреждённым кордом покрышки. Несколько раз её заклеивали. При этом с каждым разом заплатка становилась всё больше и больше, но не взирая на это, мы продолжали движение. И это была наша третья ошибка.

Город Владимир. Двигаемся по городским улицам в потоке машин со скоростью около 60 км/ч. За рулём Андрей. Небольшой подъём. Внезапно резко спускает заднее колесо (из-за слабой большой заплатки). Нас стало резко бросать из стороны в стороны и положило на дорогу. К счастью, едущие за нами машины успели сманеврировать и никто на нас не наехал.

Мы практически не пострадали. Выручили качественные дуги. Лобовое стекло с надписью TOZKA разлетелось на кусочки. А в сумке с вещами каким-то образом не разбившись вскрылась вторая банка "берёзового сока". Вся запасная одежда оказалась пропитанная самогоном. Убравшись с дороги, мы расположились у частного дома и развесили свои вещи на заборчике палисадника. Андрей пошёл искать новую покрышку с камерой, а мне наказал охранять разобранную Яву и разбросанные для просушки вещи.

Присев на травку я пытался бороться со сном, но не победил...

Разбудил меня возмущённый друг. Рядом с ним стоял мужчина средних лет с новой покрышкой от Ижа. Стали выяснять, что у нас пропало за время моего не бодрствования. После тщательного осмотра обнаружили пропажу только тюбика с клеем "Момент". Кому-то он оказался нужнее!

Отремонтировав мотоцикл, радостные, что больше не будет проблем с колесом, двинулись в путь. По дороге нас остановили на одном из постов ГАИ. Сотрудники поинтересовались: откуда и куда двигаемся. Были удивлены, что мы рискнули проехать такое расстояние на мотоцикле и рассказали нам о таком же мотоциклисте дальнобое, который на ночёвки останавливался в стогах с сеном. Решили взять на вооружение его опыт и как только вечерело, стали выглядывать вдоль дороги стог с сеном, сворачивали к нему, маскировали в нём мотоцикл и достаточно комфортно ночевали.

Дальше мы двигались без особых приключений и достигли Набережных Челнов. На въезде в город нас в очередной раз остановили на посту ГАИ. Осмотрев наш мотоцикл местные сотрудники предложили нам подарить им электронные часы, которые были прикреплены к бензобаку. Но мы их убедили в том, что не можем подарить им часы, так как сами нуждаемся в них, чтобы не сбиться с графика движения. На наши аргументы они нехотя согласились и отпустили нас восвояси.

Во время одной из остановок на перекус познакомились с водителем грузовика, который накормил нас и даже предложил довезти нас попутно безвозмездно до Омска, забросив мотоцикл в кузов. Мы поблагодарили его за предложение, но отказались, так как торопились успеть в Омск ко дню рождения жены Андрея. Грузовик уехал вперёд, но потом мы его встретили стоящим на трассе. У него стуканул движок. Поинтересовались, чем можем помочь. Водитель сказал, что будет ждать техничку. Тепло расставшись, двинулись дальше штурмовать просторы нашей необъятной родины.

Перед последней ночью наш железный конь нёс нас по бескрайним степям Казахстана в нескольких сотнях километров от Омска. Мы решили не останавливаться на последнюю ночёвку и двигаться, как говориться: "до упора", всю ночь. Это была наша очередная ошибка.

Всё бы ничего, но сильная усталость давала о себе знать и я засыпал сидя сзади. Тогда менялись и я вёл мотоцикл. Начинал засыпать мой друг. Снова меняемся. Опять засыпаю. Опять смена. И на этот раз я заснул за рулём. Но Бог хранил нас и пробудил меня, когда мотоцикл оказался рядом с обочиной на встречной полосе. Останавливаюсь и говорю Андрею, что так ехать дальше невозможно. Спускаемся с дороги в берёзовый лесок, падаем там и несколько часов проводим в дремоте на холодной земле.

Стало светать. Холод пробивал нас насквозь. Сон отступил. Дальше валяться не было смысла. Поднявшись, выкатили мотоцикл на дорогу, оседлали его и рванули штурмовать последний участок нашей поездки.

В Омск мы въехали грязные, замёрзшие, невыспавшиеся и НЕПОБЕЖДЁННЫЕ.