Сергей Балакин
Однажды в Суэцком канале (точнее, в Большом Горьком озере) наш лайнер «Costa Mediterranea» разошёлся со встречным судном, которое поначалу показалось мне похожим на контейнеровоз или ролкер. Но когда оно приблизилось, его силуэт и название на борту - «Ocean Drover» - показалось знакомым. А когда дуновение ветра донесло до нас характерный запах, я вспомнил, что много раз видел это судно на фотографиях, поскольку оно неоднократно попадало в сводки новостей. И даже сам даже упоминал его в одной своей статье, написанной для журнала «!Ocean». Но обо всём по порядку.
Живой груз - на четырёх ногах или лапах - всегда был головной болью для капитана торгового судна, особенно если его предстояло перевозить на солидное расстояние. Вспомним хотя бы фильм «Полосатый рейс». Сколько проблем создало размещение тигров на не приспособленном для этого теплоходе!
Впрочем, потребность в перевозке хищников возникает весьма редко. А вот лошади, овцы и крупный рогатый скот - куда более распространённый груз. Довольно долго животных перевозили на обычных торговых парусниках и пароходах, но каждый такой рейс сопровождался многочисленными проблемами. В дальних плаваниях падёж скота и лошадей превышал все допустимые пределы.
Во второй половине ХХ века спрос на перевозку животных – прежде всего овец – значительно вырос. Появились постоянные маршруты доставки живого груза - например, из Австралии в Индонезию, Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Собственно, это и предопределило появление специализированных судов - лайнеров для четвероногих пассажиров. Любопытно, что последние нередко перестраивались из настоящих лайнеров, в том числе круизных.
Так, аргентинский грузопассажирский теплоход «Alberto Dodero», построенный в 1951 году в Нидерландах, в 1969 году был продан датской фирме C.Clausen D/S и перестроен в скотовоз (livestock carrier). Переименованный сначала в «Cormoran», а затем в «Etaiwil», он эксплуатировался в новом качестве до 1985 года.
Аналогичная участь выпала и пассажирскому судну «Asia», построенному в 1953 году для итальянской компании Lloyd Trestino. В 1977 году оно было перестроено в «лайнер для парнокопытных» и переименовано в «Persia». Позже оно сменило имя на «Norleb», а в 1985-м сдано на слом.
Любопытно, что судьба стать скотовозом досталась и роскошному круизному судну «Cunard Ambassador». Построенный в 1972 году для известной британской компании Cunard, этот лайнер через два года сильно пострадал от пожара и был продан уже упоминавшейся фирме C.Clausen из Дании. Новый судовладелец не стал восстанавливать выгоревшие помещения и переоборудовал совсем ещё новое судно для пассажиров иного рода - четвероногих. Бывший круизный лайнер вышел в море под новым именем «Linda Clausen». Он эксплуатировался на австралийской линии около пяти лет, а затем был продан панамской компании и переименован в «Procyon». Но в апреле 1981 года во время бункеровки в Сингапуре на нём снова вспыхнул пожар. После ремонта судно ещё раз сменило судовладельца и флаг, получив имя «Raslan» и перейдя в собственность катарской фирмы Qatar Transport & Marine Co. Но злой рок продолжал преследовать «круизный овцевоз»: в 1983 году очередной пожар поставил крест на его карьере. Восстанавливать «Raslan» не стали; в сентябре 1984-го его продали на слом и отбуксировали на Тайвань. Жизнь несчастливого лайнера оказалась очень короткой – всего 12 лет.
Конечно, в суда-скотовозы перестраивались не только пассажирские лайнеры. Например, «ноев ковчег» «Danny F» тоннажем в 22 350 брт был построен в 1961 году на верфи Harland & Wolff в Белфасте как танкер «Tindfonn». В ходе переоборудования в 1976 году надстройку судна передвинули в нос, над палубой соорудили 7-ярусный «скотный двор», а в бывших нефтяных танках разместили запас фуража и воды. В новом качестве судно сначала плавало под именем «Atlas Pioneer», а после продажи в 1977 году ливанской фирме Raschid Fares Enterprises сменило название на «Danny F».
Конструктивно морские транспортировщики стад и отар намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Погрузка скота осуществляется по закрытому трапу со скоростью 500 голов в час, причем судовладельцам пришлось нанимать на работу профессиональных загонщиков. Животных загружают в определённой последовательности: взрослых помещают на средние палубы (поскольку туда их проще загнать), а молодняк - на нижние. Важно, чтобы животные не пугались и не пострадали при погрузке - это может привести к ранениям и потере веса, а соответственно - и к потере прибыли.
Подачу корма в каждый загон на всех палубах обеспечивает сложная система из многочисленных бункеров и ленточных транспортёров. Не менее сложную конструкцию имеют и системы подачи питьевой воды и промывки кормушек. Кстати, чтобы обеспечить судно необходимым количеством воды, его как правило оснащают мощными опреснительными установками - например, на «Becrux» (о нём чуть ниже) установлены 4 агрегата общей производительностью 500 т в сутки.
Важную роль в оснащении судов-овцевозов играют разветвленная вентиляционная система и специальные устройства, посыпающие навоз внутри загонов опилками. В соответствии с современными требованиями экологической безопасности мытьё помещений для животных осуществляется только при условии слива грязной воды в специальные цистерны.
Одним из ведущих морских перевозчиков живого скота по праву считается итальянская компания Siba Ships. Ей - точнее, её дочерней фирме Siba Ships Asia - принадлежал овцевоз «Ocean Shearer» (ранее он назывался «Stella Deneb», «Deneb Prima», «Rodolfo Mata», «Med Genova», «Ming Universe»), долгое время считавшийся крупнейшим в мире. Судно было построено на Тайване в 1980 году, его длина составляла 213,2 м, а валовая вместимость - 50 947 брт. В ходе одного из рейсов «Ocean Shearer», следуя из Австралии в Индонезию и Малайзию, принял на борт 20 060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить живой груз в порт, потребовалось 28 железнодорожных составов. Судно, выработав ресурс, в 2012 году было разобрано на металл в Бангладеш.
Компании Siba Ships принадлежало и другое крупное судно - овцевоз «Becrux», сошедший со стапелей верфи Uljanik Shipyard (г. Пула, Хорватия) в 2002 году. Оно несколько меньше по размерам (длина 180 м, ширина 31,1 м, осадка - 8,2 м, валовая вместимость 29 812 брт), но имеет более современное оборудование. Его максимальная вместимость - 75 тысяч овец или 18 тысяч голов крупного рогатого скота.
В 2009 году «Becrux» был продан сингапурской компании Wellard и переименован в «Ocean Drover» - тот самый, который встретился мне в Суэцком канале. В настоящее время теплоход плавает под флагом Маршалловых островов.
Самым несчастливым годом для «Ocean Drover» был год 2014-й. В январе на судне сломался двигатель, и оно 72 часа дрейфовало в заливе Акаба. Это был бы заурядный случай, если бы на борту в тот момент не находилось 42000 овец и 6000 коров. Специфика груза, как уже говорилось, требует постоянной работы опреснительной установки, сложной системы подачи корма, промывки помещений и т.д. Животные должны быть накормлены и спокойны: ведь потеря живого веса – это потеря прибыли.
А 9 октября 2014 года на борту «Ocean Drover», стоявшем в порту Фримантл (Австралия), произошёл крупный пожар. Судно горело 14 часов, ущерб составил более 1 млн долларов. К счастью, погрузка животных к моменту возгорания ещё не началась, иначе потери были бы куда больше.
В отличие от круизных лайнеров на судах-скотовозах спасательные средства для копытных пассажиров не предусмотрены. Поэтому в авариях, случающихся в море, потери среди животных зачастую бывают огромны. Например, в ноябре 2019 года в Чёрном море недалеко от румынского порта Констанца перевернулось судно «Queen Hind», шедшее под флагом островного государства Палау. Причиной катастрофы – банальная перегрузка: на борту относительно небольшого судна находилось 14 600 овец. Экипажу удалось спастись, но вот из бедных овечек выжили не то 32, не то 33 особи.
Однако самое резонансное ЧП с участием судна-скотовоза произошло опять же в Чёрном море двумя с половиной годами ранее. 27 апреля 2017 года в 40 милях от пролива Босфор теплоход «Youzarsif H», шедший под флагом Того и перевозивший из Румынии в Иорданию 8 тысяч овец, протаранил разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман». Удар форштевнем пришёлся в правый борт в районе миделя. Борьба экипажа «Лимана» за живучесть не увенчалась успехом, и корабль затонул. К счастью, на этот раз обошлось без жертв: ни люди, ни животные не пострадали. Но сам факт потопления корабля Российского ВМФ овцевозом остался в истории печальным курьёзом.
В статье использованы фотографии из архива журнала «!Ocean»