Найти тему

Раз гусар, два гусар

Оглавление
Кадр из фильма "Гусарская баллада"
Кадр из фильма "Гусарская баллада"

Единственный советский кинорежиссёр, дважды снимавший фильмы о гусарах – Эльдар Рязанов. Между первой и второй картиной – восемнадцать лет.

Как писал в книге «Неподведённые итоги» сам режиссёр, «и в том, и в другом фильме – моё восхищение благородством русской армии». Но если в случае с «Гусарской балладой», бесспорно, так и есть, про картину «О бедном гусаре замолвите слово» со всей уверенностью этого не скажешь.

Почему? Что же произошло за неполные двадцать лет с автором, его публикой, да и со всей страной?

-2

«Гусарская баллада» (1962 год)

В основе музыкальной и комедии, снятой Рязановым – пьеса в стихах Александра Гладкова «Давным-давно». Написанная незадолго до Великой Отечественной войны пьеса уже в 1941-м году была поставлена на радио и звучала в эфире сразу после сводок с фронтов. История русской девушки Шуры Азаровой, переодевшейся в гусарский мундир и сбежавшей из дома, чтобы защищать Родину, отвечала патриотическим настроениям и самому духу военного времени.

Рязанов взялся экранизировать пьесу к юбилею Бородинской битвы. Премьера должна была состояться 7-го сентября 1962-го года. Правда, намеченные сроки едва не были сорваны. Начало съёмок пришлось сдвинуть – во многом из-за того, что автор пьесы отказался переделывать её в сценарий, и вся эта работа легла на режиссёра. Рязанов позднее утверждал, что пьесу «Давным-давно» написал не Гладков, а совсем другой человек.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"
Кадр из фильма "Гусарская баллада"

Зимнюю натуру начали снимать в марте, так что сам Рязанов в своих воспоминаниях называет обстановку на площадке «нервозной» и «лихорадочной». Возникли проблемы и с утверждением на роль Кутузова актёра Игоря Ильинского. В министерстве культуры посчитали, что комический актёр не может играть великого полководца.

Так или иначе, премьера прошла в назначенный день.

В первый год проката фильм посмотрели более сорока восьми миллионов зрителей.

Отечественную войну 1812-го года советские зрители увидели глазами создателей «Гусарской баллады». А когда начались съёмки киноэпопеи «Война и мир», костюмы, которые носили герои фильма Рязанова, были взяты за образец при шитье мундиров для картины Бондарчука.

Невероятным зрительским успехом «Гусарская баллада» во многом была обязана исполнителям двух главных ролей – Ларисе Голубкиной (Шура Азарова) и Юрию Яковлеву (поручик Ржевский). Герой Яковлева стал символом мужских комплексов и желаний, персонажем анекдотов, базирующихся на ненормативной лексике. Что поделаешь – народный фольклор.

-4

«О бедном гусаре замолвите слово» (1980 год)

Гусарский полк вступает в губернский город – гусарский полк уходит из города. Вот начальная и конечная точки фильма, а между ними сшитая белым нитками история о том, как действительный тайный советник (чин, который в Российской империи носил не каждый министр) пытается организовать провокацию и вовлечь в неё недалёких, но честных гусар.

Полбеды, что водевильные герои действуют в дурацких обстоятельствах. Это можно было бы объяснить особенностями жанра. Но Рязанов на этот раз снял не эксцентрическую комедию, а фильм-иносказание, полное намёков на современность.

«Нам хотелось столкнуть, перемешать две русские стихии, - писал в книге «Неподведённые итоги Эльдар Рязанов. – Одну – разудалую, гусарскую, любовную, хмельную, жизнерадостную и другую – страшную, фискальную, тюремную, жандармскую, паучью, гнетущую».

Многолетняя диссидентская традиция: обвинять как будто царский режим, а подразумевать советскую власть.

Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"
Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"

По ходу съёмок цензура вносила правки, но главная идея фильма оставалась неизменной. В итоге в первый день нового 1981-го года не совсем протрезвевшие зрители увидели двухсерийный опус про «страну рабов, страну господ», про сатрапов по особым поручениям, душителей свободы и про душек-гусар, которые хотят защищать отечество, а не быть палачами (в декабре 79-го советские войска вошли в Афганистан).

При этом отдельные актёрские работы, например, Станислава Садальского в роли корнета Плетнёва, весьма неплохи, а песни в исполнении Андрея Миронова заслуживают высшего балла. Но в целом – наборчик стереотипов про «империю зла», в которой честным людям остаётся только один выход – на погост.