Единственный советский кинорежиссёр, дважды снимавший фильмы о гусарах – Эльдар Рязанов. Между первой и второй картиной – восемнадцать лет.
Как писал в книге «Неподведённые итоги» сам режиссёр, «и в том, и в другом фильме – моё восхищение благородством русской армии». Но если в случае с «Гусарской балладой», бесспорно, так и есть, про картину «О бедном гусаре замолвите слово» со всей уверенностью этого не скажешь.
Почему? Что же произошло за неполные двадцать лет с автором, его публикой, да и со всей страной?
«Гусарская баллада» (1962 год)
В основе музыкальной и комедии, снятой Рязановым – пьеса в стихах Александра Гладкова «Давным-давно». Написанная незадолго до Великой Отечественной войны пьеса уже в 1941-м году была поставлена на радио и звучала в эфире сразу после сводок с фронтов. История русской девушки Шуры Азаровой, переодевшейся в гусарский мундир и сбежавшей из дома, чтобы защищать Родину, отвечала патриотическим настроениям и самому духу военного времени.
Рязанов взялся экранизировать пьесу к юбилею Бородинской битвы. Премьера должна была состояться 7-го сентября 1962-го года. Правда, намеченные сроки едва не были сорваны. Начало съёмок пришлось сдвинуть – во многом из-за того, что автор пьесы отказался переделывать её в сценарий, и вся эта работа легла на режиссёра. Рязанов позднее утверждал, что пьесу «Давным-давно» написал не Гладков, а совсем другой человек.
Зимнюю натуру начали снимать в марте, так что сам Рязанов в своих воспоминаниях называет обстановку на площадке «нервозной» и «лихорадочной». Возникли проблемы и с утверждением на роль Кутузова актёра Игоря Ильинского. В министерстве культуры посчитали, что комический актёр не может играть великого полководца.
Так или иначе, премьера прошла в назначенный день.
В первый год проката фильм посмотрели более сорока восьми миллионов зрителей.
Отечественную войну 1812-го года советские зрители увидели глазами создателей «Гусарской баллады». А когда начались съёмки киноэпопеи «Война и мир», костюмы, которые носили герои фильма Рязанова, были взяты за образец при шитье мундиров для картины Бондарчука.
Невероятным зрительским успехом «Гусарская баллада» во многом была обязана исполнителям двух главных ролей – Ларисе Голубкиной (Шура Азарова) и Юрию Яковлеву (поручик Ржевский). Герой Яковлева стал символом мужских комплексов и желаний, персонажем анекдотов, базирующихся на ненормативной лексике. Что поделаешь – народный фольклор.
«О бедном гусаре замолвите слово» (1980 год)
Гусарский полк вступает в губернский город – гусарский полк уходит из города. Вот начальная и конечная точки фильма, а между ними сшитая белым нитками история о том, как действительный тайный советник (чин, который в Российской империи носил не каждый министр) пытается организовать провокацию и вовлечь в неё недалёких, но честных гусар.
Полбеды, что водевильные герои действуют в дурацких обстоятельствах. Это можно было бы объяснить особенностями жанра. Но Рязанов на этот раз снял не эксцентрическую комедию, а фильм-иносказание, полное намёков на современность.
«Нам хотелось столкнуть, перемешать две русские стихии, - писал в книге «Неподведённые итоги Эльдар Рязанов. – Одну – разудалую, гусарскую, любовную, хмельную, жизнерадостную и другую – страшную, фискальную, тюремную, жандармскую, паучью, гнетущую».
Многолетняя диссидентская традиция: обвинять как будто царский режим, а подразумевать советскую власть.
По ходу съёмок цензура вносила правки, но главная идея фильма оставалась неизменной. В итоге в первый день нового 1981-го года не совсем протрезвевшие зрители увидели двухсерийный опус про «страну рабов, страну господ», про сатрапов по особым поручениям, душителей свободы и про душек-гусар, которые хотят защищать отечество, а не быть палачами (в декабре 79-го советские войска вошли в Афганистан).
При этом отдельные актёрские работы, например, Станислава Садальского в роли корнета Плетнёва, весьма неплохи, а песни в исполнении Андрея Миронова заслуживают высшего балла. Но в целом – наборчик стереотипов про «империю зла», в которой честным людям остаётся только один выход – на погост.