Найти тему
НУАР-NOIR

Анти-Сумерки или легко ли быть вампиром?

-2

Когда зрители были во власти саги «Сумерки», ирландский режиссер Нил Джордан решил снять категорически ИНОЙ фильм. Делать это он умел, ибо в своё время стоял у истоков «нового вампирского кинематографа», когда даровал публике «Интервью с вампиром» (1994).

Однако если в «Интервью» он рассказывает о сложных взаимоотношениях двух мужчин, то «Византия» сосредоточена на участии в общей судьбе двух женщин, что вызывает в памяти легендарный «Голод» (1983). Однако в данном случае проблема кроется не в жажде вечной молодости, а в «бесконечном беге», стремлении постоянно скрываться.

В итоге два столетия проведенных в одной и той же поре превращаются в калейдоскоп нескончаемых локаций, образы которых стираются, и ты уже толком не помнишь, где и когда был. Можно утверждать, что Джордан как бы развивает тему Клодии, которую в «Интервью с вампиром» сыграла совершенно юная Кирстен Данст.

На этот раз внимание зрителя сосредоточено на «16-летней» Элеоноре (Сирша Ронан), которая вынуждена выдавать себя за сестру столько же вечно молодой матери. Поначалу кажется, что их проблемы надуманные. Мол, зачем всё время скрываться? Однако постепенно вы выясняете, что некто идёт за ними по пятам.

В этом сюжете есть нечто от романов Джейн Остин, так как «вечная жизнь» преподносится лишь как удел мужчин. И этот принцип нарушают главные героини. В отличие от глуповатых персонажей «Сумерек», несмотря на продолжительность своего ино-бытия, всё ещё обладающими пубертатной психологией, героини «Византии» очень мудры. Но каждая по-своему.

Клара совершенствует навыки манипуляции мужчинами, превращаясь в своего рода суккуба, а Элеонора бесконечно переживает один и тот же эпизод, будто бы пытаясь найти ответы на Вселенские вопросы. Она становится неким «ангелом смерти», питаясь только теми, кто устал от жизни, мысля это как некое избавление.

Переломным моментом в их «бескрайнем странствии» становится пребывание в пустующем отеле «Византия», в одном из когда-то знакомых ирландских городков. Хотя название фильма - вовсе не от наименования отеля. Так иногда величают «природные лабиринты». И подразумевается тайное святилище «безымянного святого».

Кадр из фильма «Византия» (2012)
Кадр из фильма «Византия» (2012)

То расположено на безвестном острове и именно оно является главной тайной «вампирического братства». Обращение происходит как преемственность от одного к другому. Это мыслится великой загадкой, что в условиях начала XIX века полагают лишь выбором мужчин. Однако даже в эти планы могут быть внесены коррективы.

Кадр из фильма «Византия» (2012)
Кадр из фильма «Византия» (2012)

Если говорить о самом святилище, то оно невольно напоминает комплекс Нью-Грейндж, что показательно, расположенный именно в Ирландии. Именно через общение с «безымянным святым», принимающим облик обращаемого, происходит «преображение». Хотя этот в высшей мере интересный момент подан как бы исподволь, почти небрежено элегантно.