Я был впечатлен дебютом Стивена Крейга Залера, его «Костяной томагавк» застал меня врасплох. С виду проходное кино, но с очень грамотно расставленными характерами. Его сначала смотришь вполглаза с мыслью – а все ведь не так плохо, на самом деле, нормальное же кино. А потом фильм начинает резко наращивать обороты. И досматриваешь его уже с отвисшей челюстью – что за мощную хитягу мне сейчас показали! Похоже, это фирменный прием автора – «Драка в блоке 99» ничем не уступает зверскому «Томагавку».
– Фильм, о которым вы не слышали, но он вас удивит.
Залер не стал одним из молодых дерзких хоррор-проспектов – по нему видно, что он больше любит экшен. А выразительность экшена вполне себе может быть и сильным хоррором. «Костяной томагавк» – вполне традиционное приключенческое кино про дикий вестерн-фронтир. Но от автора, который уже проникся «Чужими» и «Хищником». И не понимает, почему варварская жестокость того времени должна чем-то уступать животному ужасу «Техасской резни бензопилой».
Заруба отважных мужиков с мистическими индейцами-каннибалами получилась яркой. И ее успех дал шанс другому проекту Залера – еще более ранней его работе, тюремному слэшеру «Драка в блоке 99». Залер с особой любовью написал этот сюжет под впечатлением от романтики кровавых бунтов на зонах.
Даже успешно продал сценарий, который лег в стопку прочих пыльных архивов. Но успех «Томагавка» поменял всё. Залер вернул себе права на фильм, который он хотел снять первым. И кино снова получилось.
Хоть и не такое цельное как «Томагавк». Фильм пытается сбалансировать криминальную драму, экшен и слэшер. В одной реальности это выглядит спорно. Драма пытается дать глубоких деталей, слэшер требует брутального гротеска, а экшен – убедительности драк. В итоге сложился немного абсурдный ералаш. Но я вам гарантирую, что эти два часа все равно пролетят незаметно. Потому что достоинства указанных жанров поданы в кадр тоже ярко.
Я вообще долго игнорировал этот фильм – был уверен, что это какая-то пародия на экшен. Там же комик Винс Вон играет главную роль. Который, кстати, справился. Набрал приличную форму, дал темную харизму и брутал. Очень неплохо. Но об этом чуть позже.
Залер с первых кадров дал глубокую киношку про усталую братву, загнанную в угол обстоятельствами. Выглядит примерно так же интересно как «Путь Карлито» и «Выстрел в пустоту». Но история просто ждет своего шанса вас удивить. Усталый хмурый мужик Винс Вон получает решающий личный вызов от могущественного Кингпина. Для спасения жены и ребенка ему нужно резко ужесточить свой общий режим заключения и забраться в пекло самой жёсткой тюрьмы. А путь туда только один – бунт и драка.
Здесь становится понятно, что никого «карлито» не будет – фильм с середины только начинает разворачивать свой основной жанр. Винс Вон крушит своих противников как настоящий Джейсон Вурхис. Это даже не драка, это слэшер. Он даже сделан с тем же гротеском как кино 80—х и многие к этому будут не готовы.
Винс Вон в кадре держит осанку Хэллоуин-Зла. Подчеркнуто нетороплив. Нарочно непрошибаем. Идет к своей цели тяжёлой поступью Убийцы. На этом перекрестке жанров и начинается настоящая путаница.
Для инфернального слэшера фильм слишком рационален и эмоционален. Для бандитской разборки довольно нелеп. Ну а Винс Вон в главной роли выглядит как героическое преодоление комедийного амплуа. Вышло очень круто, лично я впечатлен. Но ведь сам автор видел в этой роли харизму Вуди Харельсона. И это тоже было жестокой ошибкой.
Сама Природа выдала свой безупречный шедевр специально для этой роли.
А ведь в кадре дают свои ярчайшие трибьюты Удо Кир и Дон Джонсон. Буквально пара монологов от Легенд и ты уже в крутом кино. Актеры-волшебники. Но ладно актеры, в кадре явно недооценен Амбал Роман – оперный бас и взрывные банки экшен-героя!
Ни Винс Вон, ни Залер не заморачиваются, что так не боксируют, так не ломают кости и, чтобы так оторвать голову или отодрать лицо – нужны другие законы физики. Неважно – выглядит все равно очень эффектно и смешно.
Смущают более лажовые глупости. Вообще непонятно – зачем Нико Вурхис влез в эту идиотскую перестрелку. Непонятно как он взял в заложники надзирателей, прячась за стальной дверью, если эта дверь стоит между ним и камерой. Ему нужно выйти из-за двери под дробовики ментов, чтобы вернуться в камеру – это выглядит очень глупо. И таких моментов, увы, немало.
Но они не способны испортить вам настроение. От фильма вы все равно обалдеете. Я даже предположу почему. От всех этих неловких нестыковок веет чем-то очень родным и знакомым.
Гимны жестокому мясу:
И душевные напевы арестантского шансона:
Каким-то … явным Дэт-Метал. Так и есть! Стивен Крейг Залер – стопроцентный наш братуха, жестко угорающий по Металу. Вот и весь стилистический секрет. С этой точки зрения фильм безупречен. Кроме мискастинга с Шугар Нико Валуевым, конечно.
Залер писал жесткие “Гвозди” в крутой Метал-журнальчик:
Вот они – герои нашего героя.
Broken Hope:
Легендарный Morbid Angel:
Так гораздо понятнее. Всё взаимосвязано. А фильм очень хорош – зацените.
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/