Сейчас имя Григория Ивановича Угрюмова известно немногим. А ведь в своё время он был одним из самых известных живописцев в России, был ректором исторической живописи в Императорской Академии художеств в Петербурге, пользовался благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I. Как преподаватель обучал многих замечательных художников, в том числе А. Иванова, Д. Иванова, О. Кипренского и др.
Родился Г.И. Угрюмов в 1764 году в семье купца-жестянщика в Ярославской губернии. Заметив в сыне художественные наклонности, отец отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при Академии художеств, а затем был принят и в саму Академию.
По окончании академического курса в 1785 г., с малой золотой медалью, был отправлен за казенный счёт в Рим для усовершенствования. В 1790 году вернулся в Россию, где стал сам преподавать в Академии.
Кроме преподавания и сам занимался живописью. Особенно прославился картинами на исторические темы.
Самая известная картина Г. Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря" (1796 г.)
Это полотно, конечно, трудно отнести к чисто исторической. На ней изображена полулегендарная история о молодом богатыре Яне Усмаре, который якобы жил во времена Владимира Красное Солнышко.
В это время Русь часто подвергалась нападению печенегов. Для боя с ними нужен был богатырь. Был выбран Ян Усмарь, который на картине демонстрирует свою силу, разрывая шкуру быка.
Масштабное полотно "Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года" уже более близко к исторической правде.
Оно было написано художником по заказу императора Павла І, для Михайловского замка.
На картине показана встреча царя Ивана Грозного с побежденным царем Едигером у стен пылающего города. Основная идея картины — изображение царя-победителя, простирающего свою власть над покоренным Казанским царством. Вон каким молодцем-красавцем изображен грозный царь.
Не обошел вниманием Угрюмов и Александра Невского. Картина "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" и посвящена ему
Картина писалась писалось Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе.
Еще одной героической странице русской истории посвящена картина Угрюмова "Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества".
Сейчас полотно находится в Третьяковской галерее.
"Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года", ныне находящаяся в Русском музее, тоже написано примерно в это же время.
На картине изображено «Призвание» на царство, событие, произошедшее в Костроме в Ипатьевском монастыре, в Троицком соборе монастыря. В центре изображен уже провозглашенный в Москве царем шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов.
Григорий Угрюмов в своем творчестве был приверженцем классицизма. Поэтому напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности. Вероятно по этой причине художник и не стал явлением в русской живописи.
Но его яркие, мастерски выполненные работы доставляют удовольствие и сохраняют память о давней истории Руси.