Найти тему
Картины рассказывают...

Григорий Угрюмов - один из первых российских исторических живописцев

Сейчас имя Григория Ивановича Угрюмова известно немногим. А ведь в своё время он был одним из самых известных живописцев в России, был ректором исторической живописи в Императорской Академии художеств в Петербурге, пользовался благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I. Как преподаватель обучал многих замечательных художников, в том числе А. Иванова, Д. Иванова, О. Кипренского и др.

НХ. Портрет ГРигория Угрюмова,
НХ. Портрет ГРигория Угрюмова,

Родился Г.И. Угрюмов в 1764 году в семье купца-жестянщика в Ярославской губернии. Заметив в сыне художественные наклонности, отец отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при Академии художеств, а затем был принят и в саму Академию.

По окончании академического курса в 1785 г., с малой золотой медалью, был отправлен за казенный счёт в Рим для усовершенствования. В 1790 году вернулся в Россию, где стал сам преподавать в Академии.

Кроме преподавания и сам занимался живописью. Особенно прославился картинами на исторические темы.

Самая известная картина Г. Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря" (1796 г.)

Г. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря, 1796
Г. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря, 1796

Это полотно, конечно, трудно отнести к чисто исторической. На ней изображена полулегендарная история о молодом богатыре Яне Усмаре, который якобы жил во времена Владимира Красное Солнышко.

В это время Русь часто подвергалась нападению печенегов. Для боя с ними нужен был богатырь. Был выбран Ян Усмарь, который на картине демонстрирует свою силу, разрывая шкуру быка.

Масштабное полотно "Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года" уже более близко к исторической правде.

Г. Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным, ок. 1800
Г. Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным, ок. 1800

Оно было написано художником по заказу императора Павла І, для Михайловского замка.

На картине показана встреча царя Ивана Грозного с побежденным царем Едигером у стен пылающего города. Основная идея картины — изображение царя-победителя, простирающего свою власть над покоренным Казанским царством. Вон каким молодцем-красавцем изображен грозный царь.

Не обошел вниманием Угрюмов и Александра Невского. Картина "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" и посвящена ему

Г. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского, 1793
Г. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского, 1793

Картина писалась писалось Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе.

Еще одной героической странице русской истории посвящена картина Угрюмова "Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества".

Г. Угрюмов. Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества. 1800-е.
Г. Угрюмов. Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества. 1800-е.

Сейчас полотно находится в Третьяковской галерее.

"Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года", ныне находящаяся в Русском музее, тоже написано примерно в это же время.

Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича на царство, ок. 1800
Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича на царство, ок. 1800

На картине изображено «Призвание» на царство, событие, произошедшее в Костроме в Ипатьевском монастыре, в Троицком соборе монастыря. В центре изображен уже провозглашенный в Москве царем шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов.

Григорий Угрюмов в своем творчестве был приверженцем классицизма. Поэтому напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности. Вероятно по этой причине художник и не стал явлением в русской живописи.

Но его яркие, мастерски выполненные работы доставляют удовольствие и сохраняют память о давней истории Руси.