Найти в Дзене
Андрей Хомяков

Двигатель CHERY 1.6 TGDI (F4J16) на 186 л.с. Выдуть всё!

Оглавление

И снова много текста про китайский двигатель Чери, так что готовьтесь. Компания Chery пытается шагать в ногу со временем, уходя в даунсайзинг своих моторов. Это термин, который знает каждый владелец Шкоды Йети 1.2 TSI, ведь при продаже ему менеджер в автосалоне рассказывал как это эффективно, динамично и экономично. Но не будем зарываться в историю.

Компания Chery выпустила в 2019 году турбированный двигатель 1.6 TGDI F4J16 мощностью 186 л.с. и с крутящим моментом 275 Нм. Снять такую мощность с 1.6 это прекрасный результат, особенно без потери ресурса. Это еще не всё! Из него выжали все что смогли. Есть версия этого двигателя F4J16B на 218 л.с. и 320 Нм момента. Это не рекорд, но все равно впечатляет.

На этот двигатель Chery делает большую ставку. В нашей стране он безальтернативен на Exeed TXL и присутствует в гамме Chery Tiggo 8 Pro. Стоит его ждать и в новых моделях, которые будут выходить на наш рынок в ближайшие несколько лет. В целом это не отдельный двигатель, а целая линейка от объема 1.2 до 2.0 литров.

Сегодняшний двигатель очередной плод сотрудничества Chery с австрийской компанией AVL. Почти все свои двигатели за последнее десятилетие Chery создавала вместе с ними. Они занимаются не только разработкой, но и технологиями и технологическими процессами.

Если упростить, то можно продать кухонный комбайн, можно продать к нему рецепты приготовления блюд, а можно научить готовить на этом комбайне, отладив все процессы. AVL это не просто продавец технологий, это наставник.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Данный двигатель признан двигателем года в Китае. В ноябре 2019 года прошло ежегодное торжественное мероприятие China’s top 10 Engines 2019, по результатам которого турбомотору Chery присуждена номинация “Топ-10 двигателей Китая”. Это все прекрасно, но в Европе двигатели года, показывая выдающиеся характеристики и технологии, по традиции, являются еще и самыми ненадежными, самыми прихотливыми и проблемными. Скоро проверим, отличается ли методика Европы и Китая при выборе двигателя года.

Сам мотор по конструкции удивить не сможет, можно даже сказать, что он слегка устаревший. Конкуренты из Европы ускакали далеко вперед, но можно "закуситься" прямо здесь и сейчас с корейцами, сделав турбовый 1.6 надежнее и ресурснее, чем у них. И в информационном поле китайцы уже обыграли их. В Китае на двигатель Chery ACTECO 1.6 TGDI дают гарантию – 10 лет или 1 млн. км. пробега. Конечно это чистой воды маркетинг, этот двигатель не проедет и 500 т.км. Нет в нем ресурса на миллион, учитывая какие технологии в нем применялись ( снижение потерь на трение, снижение массы агрегата, повышение КПД, улучшение сгорания топлива, снижение выбросов). Но много ли человек 10 лет будет проходить техническое обслуживание у дилера? Еденицы ! А что будет через 10 лет с бензиновыми моторами? Скорее всего они будут запрещены в крупных мегаполисах Китая. Так что Chery ничего не теряет.

КОНСТРУКЦИЯ

Блок цилиндров: алюминий с чугунными тонкостенными гильзами. Про материал гильз нигде не написано, но 99,9 % это чугун. Китайцы пока не освоили плазменное напыление стали на стенки цилиндров, и скорее всего не будут этим заниматься. Блок отлит под давлением, что должно положительно сказаться на его прочности и жесткости, но это не точно. Корейские блоки на турбомоторах "плывут", и к 100 т.км. пробега геометрия нарушается так сильно, что все начинает идти по одному месту. Лучше бы китайцы оставили чугун. Хоть так и тяжелее, но надежнее. Сам блок имеет 4 цилиндра, поршни получили более жесткие юбки с оптимизированной формой, чтобы не разрушаться от детонации и покрыты антифрикционным сульфатом молибдена.

Перегородки между кольцами отлично разрушались на моторах Фольксваген 1.4 TSI на 150 л.с. с турбиной и компрессором, и на турбомоторах Опель 1.4/1.6. Время покажет, был ли учтен чужой опыт.

Поршневые кольца получили повышенную жесткость, а их рабочие кромки обработаны по технологии DGC (Diamond Graphite Carbon). Алмазный графитовый углерод?! И как это понять? Скорее всего покрытие снижает трение, вот и все.

ГБЦ: ничего необычного, 4 клапана на цилиндр, 2 распредвала, система DVVT меняет фазы газораспределения на впуске и выпуске. В приводе ГРМ применен малошумный цепной привод, который якобы обладает высокой надежностью и долговечностью, и рассчитан на весь срок службы агрегата.

Впрыск топлива: непосредственный, прямо в цилиндры, а значит есть ТНВД который развивает до 350 бар в пике. Если нагрузка малая или средняя, то и давление такое не создается, а это повышает КПД.

Турбина: скорее всего это BorgWarner или HoneyWell. Для снижения сопротивления оптимизированы все воздушные каналы.

Остальные компоненты: все что можно было сделать пластиковым - сделали. Масляный насос с изменяемой призводительностью, и на холостых оборотах давление минимальное. Термостат и помпа в одном корпусе, а значит при замене будет стоить дороже.

ПРОБЛЕМЫ

Пока никаких проблем нет, но чего стоит ждать. Плохое топливо и неправильное масло будут ускорять процесс образования нагара на впускных клапанах, в результате чего мотор при холодном запуске будет работать неровно, с вибрацией.

Цепь ГРМ может вытянуться, особенно у "гонщиков". С этим мотором Чери не превратится в ракету, а значит "гонщики" будут давить тапку в пол.

Поршневые и маслосъемные кольца минимальной толщины, и если вы будете затягивать с интервалами замены масла, то кольца "лягут", закоксуются, и двигатель начнет расходовать масло.

Также задубевшие от высокой температуры сальники клапанов могут начать пропускать масло, но это уже ближе или после 100 т.км. пробега.

А если вы упустите уровень масла, то может начаться масляное голодание двигателя со всеми вытекающими. А датчика уровня масла в этом двигателе скорее всего нет. Когда загорится масленка, то щуп уже не будет дотягиваться до масла. Не ленитесь, проверяйте уровень масла.

Двигатель очень горячий, и если не следить за радиатором охлаждения, не мыть его, закрыть сеткой, то его эффективность снизится и мотор будет получать перегревы, а это может сильно снизить его ресурс.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ и ОБСЛУЖИВАНИЕ

Все возможные проблемы по большей части связаны с плохим обслуживанием двигателя и потребительским отношением к технике. Да, инструкция допускает в крайнем случае заливать туда 92-й, но я бы не стал так рисковать, а использовал бы 95-й с присадками для повышения мощности (Power, Атом, Экто и другие), а летом в жару 98-й или 100-й.

Частота замены моторного масла крайне важна для здоровья мотора и его систем. Эта тема везде обсуждалась, итог один - максимум 7500 т.км или 300 моточасов (делите пробег с последней замены масла на среднюю скорость из бортового компьютера)

Что касается самого масла. Подбор масла по автомобилю не работает, а нашим дилерам не стоит доверять. Заливайте в двигатель масла стандарта ACEA C3, оно идеально для автомобилей с прямым впрыском топлива в цилиндры и бережет катализаторы. Проверено на европейских турбомоторах малого объема и высокой мощности. У каждого производителя есть такое масло, и у Лукойла и у Мотюля. Выбирайте под свой бюджет. Это масло с низким щелочным числом, поэтому быстро стареет от нашего топлива и тяжелых условий эксплуатации, перекатывать на нем нельзя, меняйте лучше раньше, чем позже.

Мойте радиаторы раз в 2 года минимум, особенно если проживаете в регионе с жарким климатом.

ИТОГ

Классный двигатель по характеристикам. Смущает то, что его ставят на крупные кроссоверы да еще и с полным приводом. Это значит что и расход топлива будет соответствующий, он будет намного выше паспортных данных. И ресурс будет не такой как при стендовых испытаниях.

Китайцы хотят отжать свою долю рынка, а значит не имеют права делать дерьмовые ненадежные автомобили и моторы. И в этом есть небольшая доля для оптимизма. Если у вас такой двигатель, то напишите, как он поживает, как вы его эксплуатируете. Это будет полезно потенциальным покупателям как новых, так и автомобилей с пробегом. На этом с вами прощаюсь, удачи на дорогах!

ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Фильтр масляный для 1.6 TGDI F4J16: F4J161012030

Фильтр воздушный TIGGO 8 PRO: 151000079AA

Фильтр воздушный EXEED TXL: 151000025AA

Фильтр салона TIGGO 8 PRO: T158107011 или (BIG Filter

GB9983C или аналоги, но это не точно)

Фильтр салона EXEED TXL: 301001199AA

Свечи зажигания для 1.6 TGDI F4J16: F4J163707010

Идеальный вариант: снимаете свой фильтр, замеряете его и подбираете вариант из готовых фильтров ценой 300-600 рублей.