Найти в Дзене
Волшебный лес

Откуда взялись славянские Веды, или Что такое фолк-хистори?

Оглавление

Как оказалось, на интересе к родной истории можно неплохо заработать. И речь не про сувениры, а про новодельную литературу. Специалисты уверены, что такие книги в большинстве своем – плод богатого воображения писателей, а вот обыватели нередко принимают их за чистую монету.

Картина В. Васнецова "Сирин и алконост"
Картина В. Васнецова "Сирин и алконост"

Язычество или ведичество?

В последние годы вырос интерес к славянской культуре, к язычеству. Впрочем, этот термин малоинформативный, ведь наши предки не называли так свою религию, они просто жили старинным укладом. Кроме того, есть большая вероятность, что отправление культа богов занимало в нем не главную роль. Интересной точки зрения придерживается историк Д. Белоусов, согласно ей, у древних славян было ведичество – мировоззрение, пронизывавшее все стороны жизни, а не религия.

Согласно этой гипотезе, у древних славян были и Веды – свитки, грамоты, где они записывали знания о мироздании и его законах. Думать о том, что письменность восточным славянам принесли два греческих монаха – крайне наивно. А вели записи в таких свитках особые люди – жрецы или волхвы.

Волхвы у славян были очень авторитетным сословием. Вот выдержка из книги академика Б. Рыбакова из книги «Язычество Древней Руси»: «Выполнение общеплеменных ритуальных действий («соборы», «события»), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядового цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и эпических сказаний требовало специального жреческого сословия («волхвы», «чародеи», «облакопрогонители». «ведуны», «потворы» и др.)

Однако славянские или русские Веды, скорее всего, не сохранились, поскольку новая религия – христианство, пришедшая на смену ведичеству, ревностно охраняла новообращенных русов от воздействия старого миропонимания. Все древние книги и свитки изымались и сжигались. Поэтому когда вам показывают какие-то славянские Веды, то есть большая вероятность, что перед вами – новодел.

Иллюстрация В. Васнецова к "Песне о вещем Олеге" А. Пушкина
Иллюстрация В. Васнецова к "Песне о вещем Олеге" А. Пушкина

Современное творчество на тему ведичества

Обычно в качестве доказательства существования ведической литературы у славян приводят«Книгу Велеса». Возможно, эта книга – действительно чудом уцелевший обрывок древних знаний. Утверждать, что это подделка не берусь. Однако слепо принимать ее на веру тоже вряд ли стоит. Дело в том, что критические замечания в адрес данного источника от историков и филологов звучат уже давно.

Больше всего ученых смущает язык этого литературного памятника. По мнению историка И. Н. Данилевского, «он сочетает в себе разновременные явления восточно-, западно- и южнославянских языков...» Есть большая вероятность, что данное произведение появилось в 20 веке и принадлежит перу писателя-эмигранта Ю. Миролюбова. Собственно, благодаря ему мир и узнал о «Велесовой книге».

Творчество и мифотворчество на славянской почве не прекращается и сегодня. Талантливый писатель А. Асов собрал воедино мифологию славян, разработал историю восточных славян и русов, опираясь на фольклор, «Велесову книгу» и работы философа В. Демина, посвященные загадочной стране Гиперборее.

Вклад А. Асова в реконструкцию древнерусского и древнеславянского мировоззрения трудно отрицать, но его труды граничат с жанром фантастики, а местами ею и являются.

Неслучайно этого автора считают одним из представителей – параистории или фолк-хистори, то есть, ложной истории. Если относиться к этому жанру как к художественной литературе, то такие книги полезны, они расширяют кругозор, позволяют иначе взглянуть на наше прошлое. Опасно, когда параисторию и альтернативную историю выдают за реальные события.

Картина В. Васнецова "Баян"
Картина В. Васнецова "Баян"

Опасные игры с прошлым

На почве фолк-хистори все чаще появляется новодел, который противоречит всей официальной исторической науке. Более того, на его основе выстраиваются различные неоязыческие движения. Прежде всего, стоит назвать такое течение, как инглиизм, который пропагандирует так называемые «Славяно-арийские веды».

Инглиисты утверждают, что часть этих текстов существует на Земле уже 40 тысяч лет, что маловероятно. За это время не раз поменялся климат, изменились очертания материков, не говоря уже про культурные памятники! Ну и к самим книгам много вопросов. Есть большая вероятность, что написал их лидер данного движения – А. Хиневич, опираясь на работы А. Асова, что заметили многие исследователи.

Кстати, последний в долгу не остался и выпустил памфлет «Инструкция для создания поганой секты с помощью «Интернета». Вот цитата из него: «Опыт показывает, что создать “языческую секту” с помощью Интернета очень просто. Это можно сделать за один присест. И при сём, при некоторой настырности, можно даже достичь некоторого успеха и популярности среди простаков».

Вот такой способ заработать на интересе к родным корням! Уместно привести высказывание Л. Рона Хаббарда: «Хочешь заработать миллион – создай свою религию».

Последователи А. Хиневича засоряют социальные сети «древним» новоязом: «дарийцами», «харийцами» и прочим бредом. К сожалению, даже славянский календарь – «тотемный годослов», вырос на поле инглиизма и не вызывает доверия.

К счастью, у нас сохранился фольклор – сказки, мифы, песни, былины – в них мировоззрение предков «законсервировано». Особого внимания заслуживает «Голубиная книга», которая перекликается с ведической литературой Индии. Есть «Слово о полку Игореве», в котором много интересных деталей. Также интерес представляет книга болгарского любителя и собирателя древностей С. Верковича «Веда Славян», выпущенная в конце 19 века.