Найти тему
Сергей Петров

Демонический мессия в каббале 1

Иудейский мессия имеет в каббале отчасти демоническую природу. Иосиф Хамаданский подробно говорит о сексуальных связях между Яхве и Лилит (под разными именами): «В своём комментарии на Книгу Бытия Иосиф Хамаданский сообщает, что Святой, благословен он, взял двух жён – Шхину и “нечистую” (š’ynw šl ṭhrh), иначе известную как Лилит. Он не предлагает никакого пояснительного предисловия или теологической апологии для этой истории, вероятно, предполагая её самоочевидность… В другом тексте, однако, Иосиф Хамаданский драматизирует разницу между двумя отношениями таким образом, что он представляет страсть Святого, благословен он, к Лилит как непреодолимую, очевидно гораздо более сильную, чем его страсть к законной супруге. Свои сношения с Шхиной он осуществляет открыто, “ибо все знают, что она – его жена и супруга”, в то время как сношения с “наложницей” осуществляются “тайно, ночью, ради чести его жены”… Демоническая супруга соглашается на связь, только назначив цену: божественное согласие с тем, чтобы отпрыск их союза “правил в твоём царстве” ([yš]lṭw bmlkwtk). Святой, благословен он, очевидно неспособный сопротивляться силе своей страсти к наложнице, принимает это условие, заверяя её в моавитском происхождении дома Давида. Удивительное следствие этой истории: конечный искупитель, мессия из дома Давидова будет плодом непреодолимой страсти божественной Личности к демоническому Иному»[1].

Подробно о демоническом происхождении месии Иосиф Хамаданский говорит в своём сочинении «Сефер таамей ха-мицвот» («Книга объяснения заповедей»):

Как возможно, что Давид произошёл от моавитянки Руфи, а не от израильтянки? Причина в том, что из-за их грехов Бог предал израильтян в руки Самаэлю и его своре, и они получили царство над ними. В будущем царство будет взято у Самаэля и возвращено Израилю. Но что, если Самаэль придёт и обвинит Израиля, говоря: «Почему ты дал царство Израилю, ведь они грешили так-то и так-то в определённый день? Кроме того, написано: “Но первенцем должен признать сына нелюбимой” (Втор. 21, 17)»? Это притча о царе, у которого были жена и любовница. Когда он идёт к жене, то делает это открыто, потому что всем известно, что у него есть жена и супруга. А когда он идёт к любовнице, то делает это скромно, ночью, ради чести своей жены. Когда он приходит к ней (т.е. к любовнице), она говорит ему: «Я [согласна] на связь с тобою, но при условии, что сыновья, которых я рожу тебе, будут править в твоём царстве так же, как сыновья твоей жены, или [даже] больше». И царь поклялся ей в этом. Со временем его любовь к ней стала так сильна, что он поставил их (т.е. своих сыновей от неё) над своим царством и над большинством своих богатств. Так же и у Святого, благословен он, есть жена и любовница. Жена – это Шхина, а любовница – иные силы (т.е. Лилит)… Те силы говорят Богу: «Господь всех миров, помни об условии, ибо Израиль не исполняет заповеди и нарушает Тору». Тогда Бог хранит своё обещание, и это причина господства народов над Израилем, как написано: «Но первенцем должен признать сына нелюбимой» (Втор. 21, 17)… Тогда Бог говорит ей: «Вот, Мессия сын Давида произошёл от твоего семени, которое есть Руфь Моавитянка». Тогда она молчит и не жалуется на Израиля… Я скажу вам великое слово: У Бога есть жена и любовница, и сыновья жены, которая Шхина, это израильтяне, рождённые от неё и именуемые сыновьями Святого, благословен он, и Шхины. А [прочие] народы – сыновья наложниц.[2]

Комментируя подобные взгляды Иосифа Хамаданского, Моше Идель поясняет: «Мессия как Сын Божий, согласно этому каббалисту, является также сыном любовницы, представляющей демонические силы. Примечательно, что, хотя в некоторых отрывках Р. Иосифа имя совокупных демонических сил – Лилит, в других случаях в его сочинениях их имя – Метатрон… По этой причине Мессия, которого народы воспримут как своего, не будет иметь препятствий в своей искупительной деятельности. Фактически связь Бога со своей демонической любовницей – это часть божественной уловки, предваряющей тот способ, которым произойдёт искупление евреев.[3] Это видение спасения предполагает, что зло несознательно участвует в конечном деле искупления. Подобный взгляд напоминает саббатианское понимание деятельности Шаббетая Цви как нисхождения в царство зла… Обращение [неевреев в иудаизм] не может быть завершено в историческое время с учётом того “факта”, что конец истории предполагает существование народов, которые в качестве корпоративной личности породят Мессию. В определённой степени это предположение является инверсией христианского взгляда на необходимое существование евреев как свидетелей до второго пришествия Христа… Другая версия рождения Мессии от злого действия представлена текстами сафедских каббалистов, таких как Моше Кордоверо и Р. Моше Галанте, которые утверждают, что определённая форма клиппы, т.е. скорлупы, которая представляет злую силу, должна присутствовать в Мессии, а также хасидским текстом, который описывает кровосмешение как необходимость для рождения Мессии (предположение о том, что кровосмесительные сексуальные связи необходимы для рождения Мессии, см. у хасидского автора начала восемнадцатого века Р. Калонимуса Калмана Эпштейна в книге “Маор ва-Шемеш”)»[4].

При этом «Зогар» наделяет мессианских матерей – дочерей Лота, Фамарь, Руфь – чертами Шхины, а рождённого ими Давида в определённом смысле отождествляет с нею: «Можно сказать, что матери Мессии в “Зогаре” отражают “ипостась” и даже “воплощение” божественного и его материализацию в телесных фигурах. Закономерно то, что они призваны родить мессианского сына, который воспринимается как фактическая часть божества, отождествляемая с Малхут»[5].

[1] Nathaniel Berman. Divine and Demonic in the Poetic Mythology of the Zohar: The “Other Side” of Kabbalah. Leiden, 2018. P. 204-205.

[2] Цит. по: Moshe Idel. Ben: Sonship and Jewish Mysticism. L., N.Y., 2007. P. 426-427.

[3] Сходная уловка в каббале приписывается Самсону. Живший в XVI в. в Тунисе испанский каббалист Иосиф аль-Ашкар писал в своей книге «Цафнат Панеах»: «Шхина, которая есть дочь нашего отца Авраама, попала под власть сил нечестия… И он (т.е. Самсон) хотел подчинить своей власти все [демонические] силы и все враждебные [силы], и поэтому он хотел проникнуть в них посредством хитрости, взять из них жену, чтобы они поддерживали его, чтобы они были согласны с ним и покорились его власти. Это определённо есть тайна, известная только Богу» (цит. по: Moshe Idel. Ben: Sonship and Jewish Mysticism. L., N.Y., 2007. P. 428). Филистимлянка, на которой женился Самсон, отождествляется каббалистами с Лилит, а сам он изображается с чертами страдающего раба Яхве Второ-Исайи и мессии.

[4] Moshe Idel. Ben: Sonship and Jewish Mysticism. L., N.Y., 2007. P. 427-429; 492, n. 222.

[5] Ruth Kara-Ivanov Kaniel. Holiness and Transgression: Mothers of the Messiah in the Jewish Myth. Boston, 2017. P. 123.

См. также: https://ridero.ru/books/kabbala_1/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц