В среде фанатов, компьютерная игра "Герои меча и магии 4" считается одной из худших в серии, а когда их всего было 4 части, так и вовсе худшей в серии. Она загубила компанию New World Computing и стала причиной разбитых сердец многих фанатов. Я определенно НЕ поддерживаю данное мнение, хотя и признаю, что в момент выхода игра страдала от множества багов и отсутствия мультиплеера. Для меня Heroes of Might & Magic IV (HoMM IV) является самой первой и любимой игрой в серии, и у меня на это 5 причин.
1 причина. Привычные нам фракции основательно встряхнули и переработали. Как мы знаем между первой и второй частью не было существенных изменений в наполнении фракций (лишь во второй добавили две дополнительные: некроманта и чародея). Герои меча и магии III переработали баланс и наполнение многих городов, добавив несколько новых. Можно было ожидать, что четвертая часть внесет лишь косметические изменения в наполнение замков и баланса (не ломать что хорошо стоит), но разработчики решили копнуть поглубже. Количество доступных существ для найма в замках увеличили до 8, но взамен избавились от нескольких фракций, оставив всего шесть. Магия стала уникальной для каждого замка, а баланс многих знакомых нам монстров изменили до неузнаваемости (чего стоят дисбалансные вампиры или джины, которые в прошлых частях не были столь суровыми, но зато значительно упала мощь минотавров и наг).
2 причина. Уникальная система выбора. У каждой фракции (начиная с существ второго уровня) появилась возможность выбрать между "синей или красной таблеткой". Например, играем мы за варваров и встаем на распутье: циклопы или огры-маги? Построив одних существ, мы автоматически блокируем возможность постройки других. Да, теперь максимальное разнообразие существ из одного замка больше не превышает пяти (у природы шесть), и это не то же самое, что было в тройке, где мы оснащали героя минимум семью типами войск одной фракции. Зато, данная механика позволяет каждый замок наделить двумя путями развития и отбросить совсем уж бесполезных юнитов. К сожалению, из-за жуткого дисбаланса, зачастую... почти всегда выбор происходит без выбора (наги VS джины, циклопы VS огры-маги, черные драконы VS гидры и т.д.). В защиту скажу, что умелый игрок в своих руках и хрен сделает морковкой и крестьян превратит в отличных воинов, а остальным поможет мод под названием Equilibris, который во многих аспектах исправляет баланс.
3 причина. Боевая система. Которая тоже перетерпела изменения. Во-первых, вид поля боя и отмена гексов, во-вторых, одновременный обмен ударами, в-третьих, полноценная книга магии у многих магических юнитов; ну и в-четвертых, герой теперь полноценный участник сражения. Соответсвенно в четвёртой части нужно было нарабатывать свой опыт тактического планирования, отличный от предыдущих частей. Кстати, у каждого юнита (даже у крестьянина) теперь есть как минимум одна способность: активная или пассивная.
4 причина. Визуальный стиль. На что очень многие игроки бросают камни. Внешне, четвертая часть изменилась кардинально. Движок стал изометрическим, благодаря чему игра ощущается трехмерной, хотя это не так. Визуальная сторона стала еще более реалистичной, потеряв все наследие мультяшного стиля. Однако качество и внимание к деталям осталось на высоком уровне, а экраны городов все так же хороши.
5 причина. Музыка. Здесь фанаты сводятся к единому мнению: музыка в HoMM IV просто огонек. Бессменные композиторы серии Роб Кинг и Пол Ромеро выдали, возможно, лучший саундтрек в серии. Все экраны городов звучат восхитительно, тактические битвы радуют хорошим боевым пафосом, стратегическая часть умиротворяет размеренностью и женским вокалом, но любая музыка блекнет, перед великим треком "Floating across water" который начинает играть, когда вы садитесь на корабль.