Ни для кого не секрет, что в школе присутствует такое явление как "тащить ученика". Происходит это лишь по одной причине - гонка за урожай". Так уж сложилась, что работа учителя и образовательного учреждения оценивается только цифрами.
И вот, значит, эта гонка определила правила, которые как бы негласные, но обязательные к выполнению, так как бежать против табуна не только бесполезно, но и опасно.
По своему опыту могу сказать, что в среднем каждый десятый ученик нуждается в повторном обучении т.е. его следует оставить на второй год, чтобы ученик хоть что-то усвоил за время обучения в школе.
Вроде бы это много - каждый десятый. Из 100 человек 10 второгодников. Но тут действует простое правило - чем больше второгодников сегодня, тем меньше второгодников завтра. На следующий год их уже могло было бы быть, к примеру, 5. А дальше - еще меньше.
Но что скажут директору школы, если он однажды позволит каждого десятого оставить на второй год, чтобы, наконец, прервать эту череду "тащунов до девятого класса"?
- Пущай полетает, - скорее всего скажут ему.
Именно из-за этого и происходит битва за показатели по отстающим.
- Как звали Александра Сергеевича Пушкина?
- Не знаю.
- Может ты подумаешь? А...
- А.
- Ле...
- Александр!
- Молодец! Садись, три.
Когда в школе мало отстающих это далеко не факт, что там работают первоклассные учителя. И наоборот.
Но ладно, когда отстающие. Есть еще план по "хорошистам" и "отличникам".
Тут даже вернее сказать, есть не план, а целая стратегия, которая заключается в том, чтобы быть "очень средней школой" по району.
Если показатели по качеству выше средних, то "чё то подозрительно". А если показатели ниже средних, то "вы почему плохо работаете?".
- Почему у нас так мало хорошистов? Мне опять краснеть на совещании? Вон, в соседней школе процент качества 50. И отстающих у них нет. Делайте чего хотите, но еще 5 хорошистов мне дайте.
- Да хоть десять.
Итак, читаем басню "Жадный Вартан".
В итоге самое низшее звено в образовательной цепочке (который учитель) стоит на раскоряку.
С одной стороны, он может запросто выдать план как по отстающим, так и по успевающим (и быть молодцом), но потом этот план ему очень аукнется на ВПР и ОГЭ.
С другой стороны, он может ставить честные оценки и выдавать несколько отстающих и мало хорошистов (и не быть молодцом), но при этом не бояться, что они не подтвердят свои знания на ВПР и ОГЭ.
- Надо всех учить качественно, - скажет человек, далекий от работы в школе.
Действительно, в задачи учителя входит научить всех.
Но эта задача была бы выполнима только в одном случае - если бы все дети были одинаковые. Вот тогда бы была песня.
Но дети настолько все разные, что предъявлять к ним одинаковые требования будет полнейшей глупостью.
Как не могут все дети красиво рисовать на пятерку и пробегать километр за 3 минуты, так и не могут все дети одинаково успевать в физике, математике и в иностранном языке.
Конечно, тут очень многое зависит от профессионализма и ответственности учителя, который при помощи своих умелых действий может снизить риск несоответствия оценок и реальных знаний (как в ту, так и в эту сторону), но таких учителей не так уж и много (да и профессионалы предпочтут работать за другие деньги в другом месте).
***
А что, если взять разрешить учителям ставить реальные оценки?
Разрешить очень даже можно, но явление никуда не денется до тех пор, пока работа будет оцениваться только оценками и будет существовать "гонка".
Идея эта очень хорошая, но и в ней есть один большой подводный камень.
Отсутствие ответственности за результат может развязать руки учителям, которые пришли на работу только по причине "больше никуда не берут". И вот тогда действительно могут пострадать знания детей, так как может получиться ситуация "что заслужили - то и получили, а мне по барабану".
Но этот подводный камень легко отопнуть в сторону (и подальше). Достаточно лишь одного простого действия - увеличить зарплату педагогов до того уровня, когда на каждую вакансию будет устраиваться конкурс профессионализма из-за наплыва желающих поработать в школе. А профессионал это тот, кто чувствует ответственность за результат и умеет этот результат улучшать.
Но это уже совсем другая сказка, басня, мелодия и ритм зарубежной эстрады.
***
Я тут заметил, что с колокольни открывается совершенно другой вид на систему.