Дело было году эдак в 1986. Армавир. МИГ-23М зарулил на ЦЗ*, техник поставил колодки под колёса основных стоек и ставит стремянку, чтоб курсант вылез из кабины. Подача топлива на двигатель прекращена (скажем так). То есть, компрессор с турбиной вращаются по инерции.
Смеркалось. Я (наплевав на НИАС) полез снимать кассету САРПП. Какая стремянка? Вы о чём? Крутые авиамеханики по АО запрыгивают на хвост самолёта выжавшись на руках! Крыло то на 72° стреловидности! Горизонтальное оперение рядом! Прыг! И ты возле хвоста, и снимаешь кассету.
Смеркалось... Турбина на выбеге. Гидронасос то работает. Давление в гидросистеме есть.. Это преамбула. Фабула: никогда не нарушайте НИАС, ПУЭ, ПУБЭЛ, ПТЭ и ПТБ.... И все остальные! Чревато...
Смеркалось.. Курсант нечаянно пнул РУС.. когда из кабины вытаскивал ногу.. А ваш рассказчик (то есть я) кувырком полетел на бетонку. Хвостовое горизонтальное оперение (стабилизатор) на МИГ-23 - цельноповоротное. Вот я целиком (повезло) и оказался на бетонке. Ещё быстрее, чем туда запрыгнул.
Смеркалось.. Хорошо, ничего не сломал (в тот раз, но это неточно). Но урок получил. После этого если и лез на крыло (хвост) этим физкультурным способом, смотрел и слушал:
а) есть ли кто в кабине
б) встала ли турбина
Вот так. Между "заглушить" и "остановить" ещё и дистанция есть. Ценою в травму, а то и жизнь...
P.S. *Обычно пишут "ЦЗТ", у нас (713 ИАС) тогда (1985-1987) говорили короче - "ЦЗ"
Рассказал Игорь Ли #авиация #самолеты #вертолеты #полёты #юмор #рассказы #байки #истории из жизни