Пленительные образы! Едва ли.
В истории какой-нибудь страны.
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Писал Некрасов о бесстрашных русских (да и не только) женщинах, последовавших за любимыми декабристами в Сибирь.
Сегодня расскажу о судьбе Елизаветы Петровны Нарышкиной.
Как все начиналось
Елизавета родилась в апреле 1802 года в Санкт-Петербурге, в семье отставного генерал-майора Петра Петровича Коновницына (он потом стал героем войны 1812 года).
Детские годы Елизаветы прошли в родительском имении Кярово Гдовской волости. Отец и мать дали дочери прекрасное домашнее образование, привили любовь к музыке и изобразительному искусству.
Елизавета писала о себе:
Начиная с двенадцатилетнего возраста, я имела свою собственную комнату, это является обстоятельством, которое, на первый взгляд, кажется маловажным, но оно сформировало мой характер и подготовило его к тем кризисам, которые я пережила в течение своей жизни. Я привыкла сосредоточивать своё внимание на самой себе, иметь собственную волю, иметь собственное мнение.
Войдя в прелестный девичий возраст, Елизавета получила звание фрейлины императрицы Марии Федоровны.
В 1823 году состоялся царский бал, на котором юная фрейлина познакомилась с полковником Михаилом Нарышкиным. Молодые люди сразу понравились друг другу и в сентябре 1824 года состоялась их свадьба.
1825 год стал для супругов самым несчастным годом. У них родилась дочь, но прожила всего три месяца. Елизавета была опустошена горем, на фоне переживаний у нее обострилась астма. Ей было всего 23 года, когда жизнь казалось потеряла смысл. Ребенок умер, а любимого мужа арестовали и увезли из Москвы в Петербург. Помимо мужа, двое братьев Елизаветы оказались замешаны в восстании декабристов.
Через несколько дней после ареста мужа, Нарышкина отправилась в Петербург. За месяцы ожидания приговора молодая женщина сильно извелась и, услышав приговор о 12 годах на каторжных работах в Сибири, она без тени сомнения решила, что разделит судьбу с мужем. Главное - жив.
Елизавета Петровна одна из первых жен обратилась к императрице за разрешением отправиться вслед за ссыльным. В 1827 году она прибыла в Читинский острог.
Чем все завершилось
У Елизаветы Петровны не было детей, поэтому ей позволили поселиться вместе с супругом в небольшом темном каземате. Но условия проживания были столь ужасны, что у нее обострилась астма. В итоге было решено, что она поселится в небольшом домике неподалеку.
Когда Нарышкину увидел декабрист Розен, то поделился своими впечатлениями о ней:
В Сибири она была одета во все чёрное, с талией тонкой в обхват; лицо было слегка смуглое с выразительными умными глазами, головка повелительно поднята, походка легкая, грациозная.
Интересно про Елизавету Петровну рассуждали женщины.
На портретах (сверху в статье), написанных декабристом Бестужевым, мы видим привлекательную молодую особу с умными глазами. Черты лица точеные и приятные. А Францева пишет про Нарышкину:
Имела самостоятельный характер; она хотя была и некрасива собой, но удивительно умное выражение лица заставляло не замечать этого
Полина Анненкова отмечает симпатичную наружность Елизаветы Петровны, но делает сноску, что ее привлекательность уступает Муравьевой.
Нарышкина была не так привлекательна, как Муравьева. Она казалась очень надменной и с первого раза производила неприятное впечатление, даже отталкивала от себя, но зато когда вы сблизились с этой женщиной, невозможно было оторваться от неё
В конечном счете все сходились в едином мнении, что по характеру Елизавета Петровна была настоящий ангел. Добрая и милосердная.
Летом 1830 года Нарышкины взяли на воспитание 7 месячного младенца - девочку Ульяну Андреевну Чупятову.
В 1833 году супруги стали жить в городе Курган Курганского уезда Тобольской губернии. Там они снимали небольшой домик с усадьбой. Их дом превратился в культурный центр для местных жителей. Время проведенное в Кургане было для Нарышкиных очень благополучным. Они там пробыли четыре с половиной года.
Единственное, что омрачало семейное счастье Елизаветы Петровны - это тоска по матери, которую она не видела уже много лет.
В 1837 году в их городке оказался наследник престола и Нарышкина подала ему письмо, в котором просила позволить ей увидеться с престарелой матерью. Ее просьбу не выполнили... но желание о свидании сбылось.
Неожиданно Михаила Нарышкина назначили рядовым на Кавказ. Супругам пришлось срочно покидать их дом, у них даже не было возможности распорядиться имуществом. Елизавета Петровна проводила супруга до Казани, а сама вместе с дочерью и служанкой направилась проведать мать.
В 1838 году Елизавета Петровна поселилась в станице Прочный Окоп Кавказской области. Она вместе с мужем жили в просторном доме. За окном находился фруктовый сад. У них снова была семейная идиллия, периодически омрачавшаяся отъездами супруга в военные походы. Там они прожили до осени 1844 года, а потом Нарышкина уволили от службы с обязательством безвыездно жить в с. Высоком Тульского уезда. Впереди их ждали еще пару десятилетий жизни.
Михаил Нарышкин умер в январе 1863 года, а Елизавета Петровна прожила до 1867 года и умерла в возрасте 65 лет. Супруги похоронены в некрополе Донского монастыря в Москве.
На фоне судеб других декабристов их жизнь сложилась хорошо. Елизавета Петровна точно не ошиблась, когда решила последовать вслед за супругом в Сибирь.
Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь