Найти тему
Самокатус

Район Морозовский городок в Твери: жуткое гетто или шедевр дореволюционной урбанистики и архитектуры?

Оглавление

Для многих тверяков это неблагополучный квартал, который они стараются не посещать. Сами жители Морозовского городка устали от коммунального быта и хотят поскорее переехать отсюда в благоустроенные новостройки. А туристы и архитекторы восхищаются красотой зданий и продуманностью дореволюционной планировки квартала.

История: как Савва Морозов ввел декретный отпуск и отправлял сотрудников учиться в вузы

Морозовский городок (Морозовские казармы или Двор Пролетарки) — комплекс общественных, промышленных и жилых зданий в четырех-пяти километрах от центра Твери. Их построили в 1858–1913 годах для «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий», которую учредил промышленник и купец Тимофей Саввич Морозов со своим 89-летним отцом. Впоследствии управление мануфактурой перешло к Савве Тимофеевичу Морозову — одному из самых известных членов купеческой династии старообрядцев.

Ворота в Тверскую мануфактуру, 1896 год
Ворота в Тверскую мануфактуру, 1896 год

Савва Морозов закончил физико-математический факультет Императорского Московского университета, а потом обучался химии в Кембриджском университете. Он более либерально относился к управлению фабрикой и персоналу. Матерям платили пособие по уходу за ребенком. Декретный отпуск составлял две недели до родов и четыре — после и оплачивался в размере 75 % от заработка. Некоторых работников за счет предприятия отправляли учиться в вузы, иногда даже заграничные. Савва Морозов установил девятичасовой рабочий день вместо 12–14-часового и ввел систему бонусов для лучших сотрудников. А тем, кто проработал на фабрике более десяти лет, полагалась пенсия. Именно при нем построили большинство казарм (они же общежития), которые по тем временам были невероятно комфортными для предприятий в Российской империи.

Вид на Тверскую мануфактуру, 1896 год
Вид на Тверскую мануфактуру, 1896 год

До Первой революции Савва Морозов финансировал социал-демократическую газету «Искра» и пытался разрешить рабочим на своих фабриках устраивать забастовки, только совет директоров во главе с его матерью Марией Морозовой запретил это делать. В 1905 году управление перешло к его матери, а Савва Тимофеевич уехал лечить депрессию в Швейцарию и умер при невыясненных обстоятельствах.

Во время Первой мировой войны фабрика получила огромные заказы на пошив военной формы, что сделало ее одним из крупнейших текстильных производств в России. В 1918 году имущество Морозовых национализировали, а фабрику переименовали в Тверскую пролетарскую мануфактуру. Отсюда и название «Двор Пролетарки». Позже это стало Калининским хлопчатобумажным комбинатом, где работало до 13 тысяч человек.

Калининский хлопчатобумажный комбинат, 1960 год
Калининский хлопчатобумажный комбинат, 1960 год

После распада СССР объемы производств постепенно падали, а людей увольняли. В 2004 году ликвидировали предприятие Тверской мануфактуры. С того момента район стал сильно маргинализироваться.

Когда в Великую Отечественную войну немцы захватили Калинин (название Твери с 1931 по 1990 годы), то они поселились в казармах Морозовского городка.

Как устроен городок: вся нужная инфраструктура внутри района и первая пятиэтажка в Твери

Городок разделяет на две части главная улица. Восточную сторону застраивали общественными зданиями: там были конторские помещения, больница, аптека, приют для детей, ремесленное училище, школа, библиотека, пожарная часть, склады, монастырь и богадельня. А западную занимали общежития для рабочих, их строили в 1890–1910 годах. За 55 лет в Морозовском городке поработали разные архитекторы — Адольф Эрихсон, В. Назаров, А. Федоров и другие, но все они придерживались единого краснокирпичного стиля — что-то среднее между неоготикой и модерном.

Морозовские дворы
Морозовские дворы

Большинство зданий Морозовского городка имеют адрес «улица Двор Пролетарки», хотя иногда они и расположены на разных параллельных улицах. И нумерация идет не по порядку, а так, как раньше нумеровали казармы. Поэтому рядом с домом по адресу улица Двор Пролетарки, 17 может находиться улица Двор Пролетарки, 119. А здания называют соответственно «казарма 17», «казарма 119».

Вход в подъезд и рама с оригинальной расстекловкой
Вход в подъезд и рама с оригинальной расстекловкой

На 68 гектарах (это как 110 футбольных полей) расположено 90 зданий, 20 из них — жилые дома, которые населяет 1800 человек. 44 здания из 90 — объекты культурного наследия, которые охраняются государством. Эти здания нельзя перестраивать или сносить — а можно только реставрировать. Внутри большинства казарм расположены длинный коридор с 30–50 комнатами по 12 м², пара унитазов и душей на этаж и общая кухня с несколькими плитами, куда занимают очередь, чтобы приготовить ужин.

Чугунные лестницы и перила в подъезде
Чугунные лестницы и перила в подъезде

Многие местные не очень дружелюбны по отношению к туристам. В разговорах с людьми они рассказывают, что у них есть ощущение, что они здесь как звери в зоопарке, многим стыдно за условия, в которых они живут. Когда гуляешь по кварталу и смотришь архитектуру снаружи, на это обычно не обращают внимания в негативном ключе. Но когда туристы заходят в подъезды или коридоры с комнатами — то они вторгаются в пространство, которое жители считают личным.

Когда гуляешь по кварталу и смотришь архитектуру снаружи, на это обычно не обращают внимания в негативном ключе
Когда гуляешь по кварталу и смотришь архитектуру снаружи, на это обычно не обращают внимания в негативном ключе
Один из дворов Морозовского городка
Один из дворов Морозовского городка

До пандемии в Морозовский городок заезжали туристы в рамках автобусных туров, и экскурсоводы бесцеремонно водили толпы людей по коридорам общежитий без предварительной договоренности с жителями. Поэтому надо быть готовым к резким замечаниям и даже угрозам — в Морозовском городке живут не только миролюбивые бабушки. Будет спокойнее, если получится познакомиться с кем-то из местных на улице и попросить показать подъезды.

Но когда туристы заходят в подъезды или коридоры с комнатами — то они вторгаются в пространство, которое жители считают личным
Но когда туристы заходят в подъезды или коридоры с комнатами — то они вторгаются в пространство, которое жители считают личным

В этом районе (ул. Двор Пролетарки, 48) провел детство и юность главный шансонье России — Михаил Круг, и у него есть песня «Морозовский городок»: «Пролетарские дворы детства, там по меркам нынешним тесно, но мы жили там, всех знали… Я в окно, где жил, смотрю грустно. Кто-то лифчики свои сушит, да несет дустом»

Казарма «Париж» (ул. Двор Пролетарки, 70) выделяется модерновыми окнами в четыре этажа, которые повторяют ход лестничных маршей. Этот прием архитектор Терский подсмотрел в казармах Берга: их построили на десять лет раньше. До революции общежитие «Париж» называли домом имени Варвары Морозовой. По одной из легенд, казармы прозвали «Париж» из-за того, что проект здания участвовал в Парижской выставке 1908 года. По другой версии, кличку общежитию придумал советский прозаик и сценарист Борис Полевой, который работал на текстильной фабрике. В 1970 году казарму реконструировали, и комнаты объединили в квартиры. Кстати, это был первый пятиэтажный дом в Твери, и казарма была самым большим домом в городе вплоть до 1930-х годов.

Казарма «Париж» с модерновыми окнами в четыре этажа
Казарма «Париж» с модерновыми окнами в четыре этажа

Казармы Берга. В паре километров от Морозовского городка находятся три здания казарм Берга (ул. Спартака, 43, 44, 45). Их реже посещают туристы, и жители не так раздраженно реагируют на фотоаппараты и гостей в своих подъездах. А на торцевых фасадах трех казарм остеклены лестничные клетки, как и на фасаде общежития «Париж».

Казармы Берга
Казармы Берга

Расселенная казарма 48 выделяется башней на здании — раньше в ней располагалась обсерватория. Еще одно из проявлений заботы и воспитания рабочих со стороны Саввы Морозова. Во многих местах под асфальтом проглядывает историческая брусчатка. А несмотря на скромный быт, внутри каждого здания сохранились дореволюционные кованые перила и чугунные лестницы.

Обсерватория на Казарме 48, 1910 год
Обсерватория на Казарме 48, 1910 год

Что будет дальше: коливинги и апартаменты вместо общежитий

Конструкторское бюро «Стрелка» по заказу Института развития жилищной среды «Дом.рф» разработали концепцию развития «Морозовского городка», которую планируют реализовать к 2030 году. Развитие «Морозовского городка» — часть более масштабного проекта «Тверь Сити». По первоначальной концепции на территории будут жилые дома, медицинский центр, ресторанный кластер, гостиница, парк вдоль неиспользуемых железнодорожных путей и набережная Тьмаки, коворкинги, офисы и спортивные площадки. Казармы сохранят жилую функцию, их перестроят под апартаменты и коливинги. А несколько исторических зданий, которые утрачены планируют построить с нуля. Одна из основных сложностей в развитие территории «Морозовского городка», то что 44 здания — объекты культурного наследия, которые охраняет государство. И их нельзя вольно перестраивать как того могут захотеть инвесторы. Тверской архитектор Никита Маликов переживает, что если крупный девелопер начнет развивать эту территорию, то из-за сжатых сроков, он уничтожит много небольших деталей. Уже есть пример некачественной реконструкции одной из казарм (пр-т Калинина, 61) «Морозовского городка».

Ревитализация уже началась до концепции «Стрелки»

Кластер «Депо 107» (ул. Двор Пролетарки, 107) появился в «Морозовском городке» в 2016 году. Изначально это была пожарная часть, которую построили в 1901 году. В Великую отечественную войну здание пострадало и позже в советское время его перестроили без сохранения оригинального облика.

Бывшая пожарная часть после реновации — кластер «Депо 107»
Бывшая пожарная часть после реновации — кластер «Депо 107»

Это отличный пример как фантазия и отсутствие денег помогают реализовать необычные решения. Реновация стоила всего 5 млн рублей. Восстановить первоначальный облик здания было дорого, поэтому во время ремонта визуально отделили две эпохи. Краснокирпичная — дореволюционная, а советский надстрой обшили черным профлистом. Помещения на первом этаже сдают в аренду. Второй занимает компания собственника, который продает противопожарное оборудование — сохраняется даже преемственность. По многим деталям видно, что и собственник и «Архитектурное бюро Маликова» отнеслись к проекту очень внимательно: сохранили все что возможно было сохранить и дополнили небольшими деталями. Подходы к зданию выложены чугунной плиткой. Слив на пристройке крыши устроен так, что во время сильного дождя потоки воды превращаются в водопад. На территории обустроен сад, а на заборе установили стенды, которые рассказывают об истории «Морозовского городка». На одной части бывшей пожарной каланчи можно увидеть как выглядела кирпичная стена до ремонта.

Архитекторы бережно подошли к внесению изменений в оригинальную архитектуру здания
Архитекторы бережно подошли к внесению изменений в оригинальную архитектуру здания

«Морозовский городок» иногда мелькает в кино: сериал «Небо в огне» 2010 года, фильм «Чучело» Ролана Быкова и «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов».

Кроме бывшей пожарной части, также реконструировано здание ситцевой фабрики. Сейчас его занимает бизнес-центр «Этажи». А по соседству в двухэтажном здании бывшей фабричной конторы обустроили пространство Loft 1870 (ул. Двор Пролетарки, 18), которое сдают в аренду под мероприятия. В здании бывшего народного театра (ул. Двор Пролетарки, 93) в советское время располагался Дом культуры, а сейчас спортивный комплекс. Одну из казарм (ул. Двор Пролетарки, 15) передали в пользование Тверской епархии. Здание отреставрировали и сейчас в нем располагается православная средняя школа. Также восстанавливают единственное деревянное здание в городке — раньше здесь была аптека (ул. Двор Пролетарки, 153).

Здание народного театра в 1900 году и в наши дни. Сейчас оно используется как спортивный комплекс, но ещё в начале двадцатого века в театре круглый год ставили постановки, так как имелось паровое отопление, электрическое освещение, зрительный зал в два света с хорами на чугунных колоннах и сцена с трюмом и подъемником для декораций
Здание народного театра в 1900 году и в наши дни. Сейчас оно используется как спортивный комплекс, но ещё в начале двадцатого века в театре круглый год ставили постановки, так как имелось паровое отопление, электрическое освещение, зрительный зал в два света с хорами на чугунных колоннах и сцена с трюмом и подъемником для декораций

Реновация, которую планируют сделать в «Морозовском городке» — уникальный проект в масштабах России. И очевидно, что на него будут опираться, ставить пример, а Тверь — получит качественный район и новую достопримечательность. Но прежний шарм, и атмосфера, не всегда приятные, а иногда и пугающие, заставляют погружаться в среду и изучать, пропадут навсегда.

Поэтому в «Морозовский городок» надо обязательно съездить, до того как переселят (это обещают сделать до конца 2022 года) всех людей, чтобы ощутить «ту самую атмосферу». А потом обязательно приехать в уже реновированный городок.

  • Автор текста и современных фото: Миша Митюков
  • Исторические фото: pastvu.com