Найти тему

Эффект наших ожиданий и реальности


В 60-ых годах было проведено интересное научное исследование. К учителю математики пришла группа исследователей, которые якобы выяснили, что у некоторых учеников в классе IQ выше, чем у других. В результате учителю вручили список с этими данными и он продолжил работу.

Через несколько лет учёные вернулись и записали результаты. Как и ожидалось, у детей с высокими умственными способностями, результаты были лучше. Идеальная посещаемость, достойные оценки и хорошие результаты.

Но в конце учёные сообщили, что изначально они изменили результаты теста. И что якобы одарённые ученики - это на самом деле обычные дети. Поэтому в действительности различия были лишь в голове у учителя.

Поверив в одарённость определённых учеников, учитель стал уделять им больше внимания, с пониманием относится к их ошибкам, давать им более сложные задания и так далее. В результате ожидания учителя превратились в реальность.

Иными словами, управленцы и авторитеты имеют очень сильное влияние на то, как развиваются окружающие их подопечные. Сознательно, или нет, но они могут создавать такие изменения, которые сами и ожидают. Они как лидеры могут формировать реальность.

Но самое главное, что все мы в каком-то смысле являемся лидерами. Каждый из нас - это авторитет. Нет такого человека, чьё мнение не имело бы значения.

Например, интерес к лекциям может породить и интересные лекции. Задавая вопросы и проявляя внимание, мы можем внушить учителю идею, что его материал интересен. И это сделает его более чутким наставником и увлечённым рассказчиком.

И получается, что в этом процессе лидер уже не только учитель, но и ученик. И мы можем взаимно создавать реальность друг для друга. Полное доверие к лидеру порождает и более внимательный подход лидера к управлению. Интерес к ученику создаёт его талант, а уверенность в успехе ученика, делает его успешным.

Смысл заключается в том, что если мы будем доверять людям, даже если они сами себе не доверяют, то однажды мы можем обнаружить себя в компании успешных и талантливых людей.

Проблема в том, что мы крайне предвзяты от природы. Нам очень трудно поверить в кого-то, кто только начинает свой путь. Нам трудно представить, что вот этот неумелый, еле справляющийся с кистью мальчик однажды может нарисовать Мона Лизу.

Поэтому чаще всего мы имеем склонность убеждать себя в обратном. Но самое печальное, что мы часто убеждаем в этом и самого мальчика.

Но если вырвать себя из предвзятости и инвестировать в окружающих нас людей, несмотря на страх разочарования, то мы можем дать шанс новому Да Винчи. За каждым гением стоит поверивший в него учитель. И конечно сам ученик.

Мы можем каждый день тренироваться в наших предположениях об окружающих нас людях. Мы можем выработать в себе навык чистого взгляда.

Встретив нового человека, можно совершить сознательное усилие и убедить себя в том, что мы ничего о нём не знаем. Неважно, как он одет, что о нём думают другие люди, какие у него успехи и что мы сами о нём думаем. В каждом человеке можно видеть разумного, доброго и чистого человека. И тогда есть большая вероятность, что он и правда таким окажется.