Найти тему
Богословие и жизнь

Принятие Тела и Крови Христовых

Одним из семи Таинств Православной Церкви является Причащение. Другим его названием является Евхарития (Εὐχαριστία) - благодарность, благодарственная молитва, благодарение, а также μεταβολή- изменение, превращение.

Какова цель причащения? Освящение верных, которые получают через их принятие Даров оставление грехов, наследие Небесного Царства и все, что нужно для этого (Св. Николай Кавасила).

Важно отметить, что уже в первоначальной Церкви основными аспектами учения о Евхаристии были:

1) - вера в тождество Даров Святых, над к-рыми прочитана евхаристическая молитва, подлинным Телу и Крови Христовым;

2) - исповедание Евхаристии как приобщения к крестной Жертве Спасителя и поэтому как единственной и полной замены всех ветхозаветных жертв;

3) - понимание Евхаристии как «воспоминания», или актуализации, совершенного Христом домостроительства спасения и благодарение за познание этой тайны;

4) - осмысление Евхаристии как залога единства Церкви в Теле Христовом;

5) - вера в Евхаристию как в дар бессмертной жизни.

Евхаристия была предуказана Христом во время беседы в Капернаумской синагоге (Ин 6:26-56).

https://cdn.pixabay.com/photo/2021/04/02/15/26/maundy-thursday-6145303_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2021/04/02/15/26/maundy-thursday-6145303_1280.jpg

Теперь разберем значение термина литургия. В православной традиции этот термин означает чин евхаристической службы с уточнением: Божественная литургия.

История термина: вне контекста собственно литургии как евхаристического приношения этот термин означает богослужение вообще (не только христианское). Напр., в совр. католическом словоупотреблении цикл служб суточного круга, равно как и содержащая тексты этих служб книга, обозначаются как «Литургия часов».

Древнегреческий термин «литургия», возникший в контексте широко распространенной в античных полисах VI-IV вв. до Р. Х. практики организации различных общественных мероприятий за личный счет граждан полиса. Организация такого мероприятия и называлась «литургией», т. е. «работой для народа» (от λαός - народ и έργον - дело, работа). Для этого назначался ответственный (λειτουργός), к-рый производил оплату всех расходов - как за счет собственных средств, так и с привлечением средств др. граждан для особенно затратных мероприятий. В эллинистическую и затем рим. эпоху система городских литургий сменилась системой патроната, а старая терминология перешла на общественные служения вообще, в т. ч. на воинскую службу и религ. культ. Именно в последнем качестве слово «литургия» использовано в Септуагинте и в Новом Завете.

В раннем христианстве чин Евхаристии не обозначался как «литургия», вместо этого употреблялись слова со значениями:

- «собрание»; - «молитва»; - «трапеза» (Господня, любви); -«преломление хлеба».

К III в. их сменили богословски нагруженные термины «Жертва», «Жертвоприношение», «Приношение» (просфора), «Таинство».

При этом само слово λειτουργία - либо в общем смысле «служения», либо в более специальном значении «служения при храме» - было вполне распространено у раннехрист. авторов, но только с IV в. его начали применять к евхаристическому чину: сначала в сочетании μυστικὴ λειτουργία - «таинственная служба», а затем и в сочетании Θεία λειτουργία или само по себе.

При этом в V-VII вв. в грекоязычном мире обычным термином для обозначения евхаристической службы все еще оставалось слово σύναξις - «собрание», к-рое было вытеснено термином λειτουργία лишь в послеиконоборческую эпоху.

Внегрекоязычного мира евхаристический чин традиционно имеет иные названия: в коптской терминологии он сохраняет наименование «Синаксис», т. е. «собрание» (но в араб. версии «Куддас», т. е. «освящение»), в сирийской - «Курбана» (т. е. «Приношение», или «Жертва»; так же переводится арм. наименование Л.- «Патараг»), в латинской - «Месса» (это слово фактически означает «отпуст» - от финального обращения священника в конце лат. евхаристической службы: «Ite, missa est [congregatio]», т. е. «Идите, [собрание] завершено», либо «Идите, отпуст дан») и т. д. Однако во избежание путаницы в литературе евхаристические чины различных восточных (реже западных) традиций обычно обозначаются как литургия.

Из указаний Нового Завета следует, что первые христиане совершали Евхаристию во время совместных трапез, проходивших по домам. Трапезы проводились в складчину, возможно, по чину эллинистических симпосиев, что было общекультурной формой того времени. Что входило в собрания? –чтение; наставления; пение псалмов и гимнов; главное – молитву предстоятеля о хлебе и вине. Неотъемлемой частью встреч было приношение более обеспеченными членами общины продуктов питания, которые использовали на самой встрече и, вероятно, раздавали неимущим членам общины; также могли собирать пожертвования в денежной форме. Однако уже в апостольскую эпоху совершение Евхаристии во время общей трапезы вызывало нестроения (1 Кор 11. 20-30), поэтому во II в. Евхаристия начала совершаться прежде трапезы, а с III в. в Церкви установилось правило причащаться натощак, с IV в. закрепленное канонически (Карф. 41 (50), ср.: Трул. 29).

Первоеописание составных частей раннехристианского евхаристического чинопоследования содержится в 65-й и 67-й главах «Апологии в защиту христиан к римскому сенату» мч. Иустина Философа. Прежде Евхаристии происходило чтение Свящ. Писания («сказаний апостолов или писаний пророков»), и предстоятель произносил «наставление и увещание подражать там прекрасным вещам» (гл. 67; в гл. 65 место чтения Свящ. Писания и проповеди занимает чин Крещения). Чин начинался с общих молитв всех собравшихся верных, за к-рыми следовали лобзание мира и принесение хлеба и чаши с вином и водой к предстоятелю. Тот «воссылал именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершал благодарение за то, что Он удостоил нас этого» (гл. 65; ср. гл. 67: «Предстоятель воссылает молитвы и благодарения, сколько он может»), а собравшиеся в конце произносили: «Аминь». Собравшиеся причащались Св. Даров, а отсутствовавшим - напр., по болезни - их относили диаконы. Ту же схему: 1) предварительная часть с чтением Свящ. Писания, 2) общие молитвы верных (и лобзание мира), 3) принесение хлеба и вина, 4) молитва предстоятеля (т. е. анафора), 5) причащение - чин литургии сохранял в последующие эпохи.

_____________

При подготовке статьи использовались материалы "Православной Энциклопедии"