Здравствуйте
Напрасно некоторые думают, что с творческим кризисом невозможно справиться. Ну… был бы один выход, два, а их очень много.
Некоторые талантливые люди на вопрос «почему они бросили творить» отвечали, что не смогли выйти из состояния «несотворения». Надо пробовать, конечно, сам собой кризис не пройдет.
В прошлый раз мы с вами посмотрели на приемы, при помощи которых можно найти или пересмотреть идеи.
А сегодня поговорим об общих приемах активизации творчества.
Подробности. Плюсы и минусы. Мое мнение
1. Разделение
Плюсы: Отвлекайтесь от глобальной творческой задачи, разбейте ее на маленькие части, работайте с ними последовательно.
Минусы: возможен хаос.
Я: пользуюсь иногда, особенно если это роман, скажем, или статья.
2. Соединение
Плюсы: прием «наоборот». Соберите все маленькие части, к примеру, повести, рассказа. Синтезируйте написанное и дописывайте. Лучше начинать с маленьких форм.
Минусы: не переусердствуйте, превращая рассказ в роман.
Я: эти два приема я считаю обязательными. Анализ и синтез работы здорово помогают преодолеть кризис.
3. Визуализация
Плюсы: визуализация мыслей сразу их оживляет, вспомните черновики классиков, рисунки на полях.
Минусы: нужно вовремя остановиться.
Я: мне это помогает. Я очень люблю книги, в которых есть иллюстрации.
4. Определение причины
Плюсы: если ты застрял – это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Отыскать ее – значит найти выход из тупика.
Минусы: иногда это трудно сделать самостоятельно.
Я: согласен, у всего есть причина, если ты ее понимаешь, то можешь устранить. Я уже пробовал и написал об этом статью.
Добавлю. Важно, на мой взгляд, найти, точно установить причину потери вдохновения и творческого кризиса. А причины бывают разные.
Внешние причины обнаружить довольно легко: это и неприятности на работе, в институте, нахамивший продавец или водитель автобуса, усталость, проблемы в семье, бытовые трудности, отсутствие необходимых ресурсов для творчества и т.д.
Лично мне трудно творить, если я, скажем, поссорился с кем-то. А однажды я обнаружил причину кризиса в – не поверите! – сломанном чайнике. Реально: я не мог писать нормально, все время отвлекаясь на кипячение воды в кастрюльке. И серьезное, и смешное может быть причиной.
Причины бывают не только негативными. Вполне позитивные вещи тоже могут выбить из творческой колеи. К примеру, если у меня вечером свидание, я думаю о свидании, а не о новой главе романа.
Внутренние причины не так просто бывает обнаружить. Отсутствие идей – не причина сама по себе. Почему их нет? Вот в чем вопрос. И тут, если вы поищете причины, иногда происходят очень интересные вещи. К примеру, вы набросали сюжет рассказа, а он не пишется, вы мучаетесь и не понимаете, что ваше внутреннее «Я» изо всех сил сопротивляется тому развитию и действиям героя, которые вы придумали. Или же вам элементарно не хватает опыта, знаний, чтобы развить идеи. А может «разброс» идей не дает вам возможности поставить точку.
Но! Важно не только найти причины, но и устранить их. Иначе ничего не получится. И если для возврата вдохновения нужно будет с кем-то помириться – придется это сделать. И если для новых идей нужно освоить новые знания – придется это сделать.
Больше скажу – даже из состояния горя людей выводило творчество. И я знаю таких, которые написали одну книгу – книгу памяти – но это их самих вернуло к жизни. Что уж тут говорить о сломанном чайнике, сам факт существования которого прямо просится в памфлет?
Мы же с вами понимаем, что проблемы в нашей жизни существуют всегда: большие или маленькие, трагедийные или не очень, но, так или иначе, нам их приходится решать.
Вот уж поистине «…что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» – писал В. Маяковский.
5. Легкость решения
Плюсы: иногда само решение задачи понятно автору, но оказывается очень тяжелым в исполнении. Отсюда остановка. Постарайтесь найти легкое решение творческой задачи или отложите на время.
Минусы: легкость – не всегда на пользу произведению, его смыслу.
Я: не знаю, я люблю сложные задачи, как раз они помогают преодолевать творческий кризис.
6. Направленность на аудиторию
Плюсы: целевая аудитория – это важно. Автор должен понимать, для кого он пишет. Эта направленность помогает сконцентрироваться на смысле произведения и на адресате, создает мотив для творчества.
Минусы: вечный вопрос: кто за кем идет?
Я: думаю, помогает. Это мотивирует.
7. Установка очередности
Плюсы: творческая паника заставляет хвататься за все сразу, в итоге до конца не доводится ничего. Используйте все перечисленные способы, чтобы ее не допустить. Установите очередность творческих дел.
Минусы: эмоции иногда не поддаются порядку.
Я: опять же, не знаю, не помню такого – то есть творческой паники.
8. Рутинная работа
Плюсы: редактирование, корректирование, чтение вслух, правки разного рода – все это рутинная работа, которую можно делать в период кризиса, и которая помогает его преодолевать.
Минусы: ее все равно нужно делать.
Я: люблю эту работу и тоже считаю творческой.
9. Игнорирование начала
Плюсы: принцип «первой фразы» – никогда не зацикливайтесь на начале. Иначе – тупик. Пишите сразу черновик и ничего не правьте до поры до времени.
Минусы: все же этому есть предел.
Я: конечно, всегда есть возможность вернуться к началу. Но обычно мой черновик не очень длинный, потому что меня в конце концов начинает раздражать неряшливый текст. Однако способ быстрого письма очень хорош.
Итак, девять приемов активизации. Я попробовал все и определил те, которые мне помогают. А вам? Будет классно, если вы поделитесь. Если эти не помогают, есть еще группа приемов, о которых я расскажу далее.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература