Найти в Дзене

15000 НЕПРИКОСНОВЕННЫ, А ОСТАЛЬНОЕ – КАК ВЫЙДЕТ

В несложном, на первый взгляд, хозяйстве приюта арестантских детей всё было чрезвычайно продумано. Неприкосновенный капитал в 15 тысяч рублей лежал в банке, давая ежегодный процент; и он был очень кстати, потому что казна выделяла приюту лишь 800 рублей в год. Этих средств только-только хватало на отопление и освещение, и поэтому каждое лето проводились благотворительные гуляния в Синельниковском (Интендантском) саду с лотереей-аллегри, приносяшие никак не менее пяти тысяч рублей. Надо прибавить к ним ещё две тысячи от благотворительного спектакля и 500 рублей, получаемых от генерал-губернатора. Плюс стипендии бывшего начальника края Александра Дмитриевича Горемыкина: после его отъезда из Иркутска сослуживцы провели подписку и собрали таким образом именной ученический капитал.

Приютские девочки обшивали-обвязывали и мальчиков, и себя — уроки рукоделия были ежедневными. Для ремонта одежды использовалась чулочная машина, пожертвованная одной из служащих. Огород, за которым ухаживали сообща, обеспечивал овощами, в садиках, разбитых самими детьми, поспевала ягода для варенья. Конфеты же были только в рождественских подарках от состоятельных дам Е.С. Патушинской и О.Л. Воллернер. Они же брали на себя все расходы по новогодней ёлке.

В доходную часть закладывались и известные суммы, которые должны были заработать приютские мастерские — столярная, переплётная и сапожная. Но самый большой доход приносил хор арестантских детей: настоятель Благовещенской церкви выплачивал ему от 900 рублей ежегодно, плюс 500 рублей дополнительного гонорара от купца С.И. Тельных. Так концы сводились с концами, и если, скажем, у приютских коров пропадало молоко, то и утренний чай был просто с сахаром. Хлеб к чаю подавался чёрный, исключая большие праздники или дни, когда кто-то из благотворителей посылал арестантским детям сладкое. Обед обычно состоял из двух блюд, то есть мясного супа и каши. В праздники на второе подавалось жаркое с картофелем или студень, а на Пасху и Рождество на столе появлялись куличи, ветчина, сыр. Всего же на содержание приюта требовалось 13-14 тысяч рублей в год. В 1903 году приходная часть приюта составила лишь 11 тысяч рублей, а следующий, 1904, год стал ещё более трудным — началась война. Но все знали, что арестантские дети не пропадут, ведь опекают их первые дамы губернии.