Найти в Дзене
Old school dude

Гитарные подвиги The Beatles

Оглавление

Посвящается "Всемирному дню Битлз" (World Beatles Day), отмечаемому 16-го января. Когда-то именно в этот день 1957 года в Ливерпуле состоялось открытие клуба "Cavern", где в свое время дебютировала легендарная четверка.

Когда после буйного расцвета в середине 50-х годов всемирная популярность рок-н-ролла в начале 60-х годов пошла на спад, на авансцену вышла музыка The Beatles, и этого оказалось достаточным, чтобы в течение нескольких лет гитара стала самым популярным инструментом в мире. Как образно заявил Джон Леннон в одном из номеров 1961 года Ливерпульского издания "Mersey Beat", они внезапно вырастили гитары и породили "грохот". Если расценивать "грохот", как высшее проявление шумихи и хайпа, то это было в достаточной степени провидческим высказыванием.

Сегодня порой можно прочесть суждения о том, что "битлы" были посредственными музыкантами, поскольку их исполнительство не отличалось особо виртуозными пассажами, и что лишь некоторые партии Пола Маккартни на бас-гитаре можно рассматривать в подобном контексте. Между тем их музыкальное творчество было таким ярким и впечатляющим во многом из-за сочетания выдающегося композиторского дарования, экспрессивного вокала, умелых аранжировок, красивых вокальных гармоний, тонкого чувства стиля и интересных инструментальных находок.

Как в начале 70-х вспоминал Джон Леннон, музыка The Beatles "убила" их как музыкантов. Они с Полом в первые годы карьеры группы были в большей степени поглощены творчеством, нежели техническим совершенствованием, как музыканты. У Джорджа на это было столь же мало времени, поскольку их изнуряющий гастрольный калейдоскоп практически не оставлял времени на что-то еще:

"Вот почему мы никогда не совершенствовались как музыканты; мы убили себя тогда, чтобы сделать это. И это был конец. Мы с Джорджем более склонны так говорить..."

После отмены гастрольной жизни они еще в этом наверстают. Но, по правде говоря, популярная музыка, что лилась в те годы из динамиков, вовсе не изобиловала сложными техническими наворотами, да и массовая аудитория еще не совсем к такому была готова. Давайте признаемся, та музыкальная подача, которую давали The Beatles, была просто идеальна в своей органичности. Это было и свежо, и гармонично, и со вкусом, и даже зачастую витиевато. Здесь наличествовали любопытнейшие экзерцисы и новаторские ходы, в том числе и в отношении гитарных партий. И до такой степени интересные, что и сегодня гитарные "спецы" любят посмаковать эти гитарные находки.

The Beatles на сцене. Фото из открытых источников
The Beatles на сцене. Фото из открытых источников

Немного пройдемся по ряду треков, где Джон Леннон, Джордж Харрисон и Пол Маккартни проявили свои таланты как гитаристы, будь то в соло, риффах, технике или в их проницательном выборе инструмента и аранжировки. Для некоторых песен подробно проанализирована гитарная игра, чтобы дать вам представление о волшебстве, которое делает эти моменты такими особенными. Давайте в очередной раз получим кайф!

А начнем с Гамбургского периода, когда они только-только начали свое восхождение к всемирному успеху.

"Cry for a Shadow" (1961), включена в альбом "Anthology-1" (1995)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

В 1961 году мало кому еще известные The Beatles поддерживали британского рок-н-ролльного певца Тони Шеридана на записи в профессиональной гамбургской "Studio Rahlstedt". И там, в перерыве, они записали и два собственных трека, в том числе этот гитарный инструментал Харрисона-Леннона, написанный в стиле британской поп-группы The Shadows. Как вспоминал Джордж Харрисон:

"Мы всегда отпускали шуточки в адрес группы The Shadows, а в Гамбурге мы играли так долго, что имели обыкновение исполнять композицию "Apache", или что там было их хитом. Однажды мы с Джоном дурачились, а у него была новая небольшая гитара "Rickenbacker" с забавным рычагом тремоло. И он начал, а я просто подхватил, и мы сочинили это прямо сходу. Потом мы пару раз ее исполнили, и почему-то записали. Но, на самом деле, это была шутка, поэтому мы назвали ее "Cry For A Shadow".

Композиция основывается на простой повторяющейся фразе с использованием тремоло, имитации соло-гитары Хэнка Марвина, есть типичные для The Shadows мелодические басовые партии такая шутка Джорджа действительно звучала в стиле группы The Shadows. Запись представляет собой раннее свидетельство стабильной и динамичной игры Леннона на ритм-гитаре, а также мелодических навыков Маккартни на басу, который он только начал осваивать.

Но сияет здесь Харрисон, максимально используя банальную мелодию с дабл-стопами (одновременным извлечением двух нот на разных струнах) и щедро задействуя тремоло в стиле Страта на своей электрогитаре "Futurama". Он заканчивает композицию мажорным секстаккордом "C6" – штрихом, который станет фирменной кодой "Битлз" еще в таких песнях, как "She Loves You", "No Reply" и "Help!".

"Don't Bother Me", входит в альбом"With the Beatles" (1963)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Однажды Джорджу Харрисону стало плохо. Врач прописал ему тонизирующее средство и постельный режим. От нечего делать в своей комнате в отеле "Palace Court", он начал писать песню, записывая себя на портативный магнитофон. Он описывал ее, как упражнение, позволяющее понять, сможет ли он написать песню. Так появилась его первая сольная работа для The Beatles.

"Don't Bother Me" не похожа ни на что другое в каталоге группы. С ее мрачными минорными аккордами, энергичным барабанным ритмом и тремоло-гитарой этот трек 1964 года имеет больше общего с калифорнийской серф-музыкой, чем с американским роком и соулом, которые вдохновляли музыку The Beatles в то время.

Тремоло, пропущенное через усилитель "Vox AC30", придает песне угрожающий вид, соответствующий названию песни, и его использование здесь знаменует собой первый раз, когда группа использовала электронный эффект в готовой записи.

"Till There Was You", входит в альбом"With the Beatles" (1963)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

С помощью этой очаровательной ранней кавер-версии песни о любви из популярного бродвейского музыкального спектакля 1957 года и художественного фильма 1962 года "Музыкант" группа The Beatles продемонстрировала свою стилистическую многогранность, авторитетно играя в гармонически сложной, похожей на джазовую, последовательности аккордов песни.

Сольный брейк Харрисона демонстрирует музыкальную смекалку уровня опытного джазового импровизатора, поскольку он четко обрисовывает основную последовательность аккордов, создавая идеальный мелодический контрапункт с басовой партией, используя арпеджио и ориентируясь на некорневые аккордовые тона на каждом изменении аккорда, такие как третий или девятый.

Также для создания аккордово-мелодических фраз в стиле джаз-гитары впечатляет его включение аккордов из двух, трех и четырех нот в то, что в противном случае было бы простым соло из одной ноты, а также его наложение на аккорд C7 дерзко диссонирующего аккорда Gb7# 9 – трюк, известный на языке джаза как замена тритона.

Эта песня олицетворяет все то, что делало игру Джорджа такой неотразимой с самого начала существования группы – правильная партия, в нужный момент, каждый раз без сбоев; 15 секунд безупречного и мелодичного следования аккордам, но ни разу не давая нам подозрений в надуманности или расчетливости.

"You Can't Do That", входит в альбом"A Hard Day's Night" (1964)

25 февраля 1964 года "Битлз" вошли в студию с захватывающим новым оборудованием. Свою гитару "Rickenbacker 360/12 Fireglo" 1963 года Джордж Харрисон получил всего 17 дней назад, когда группа была в Нью-Йорке на съемках своего первого выступления на шоу Эда Салливана.

Звонкий вступительный рифф песни с восходящим легато средним пальцем от минорной к мажорной терции в аккорде давал представление о том, что ждет эту гитару впереди, когда она будет свидетелем и непосредственным участником активных действий на сцене и в студии до 1965 года. Харрисон вспомнил о том, как придумал этот рифф:

"Я просто стоял там в студии и думал: "Я должен что-то сделать!".

Кстати, гитарное соло в середине здесь исполнил Джон Леннон на своей новой "Rickenbacker Jetglo" 1964 года.

"I've Just Seen a Face", входит в альбом"Help!" (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Написанная Маккартни и музыкально вдохновленная движением скиффл, которое было популярно в Великобритании в конце 50-х и начале 60-х годов, и блюграссом, жанром американской музыки кантри, эта динамичная композиция демонстрирует, как Леннон, Харрисон и Маккартни играют на акустических гитарах, а Ринго Старр играет на перкуссии (малый барабан с щетками, плюс маракасы с наложением). Как вспоминал Маккартни:

"Однажды я пришел на репетицию и заявил: "У "Битлз" есть песня в стиле блюграсс… она называется "I've Just Seen a Face", и мы должны ее исполнить"… темп для нас такой около 115 ударов в минуту, и если вы слушаете многие стандарты блюграсс, многие из них находятся в этом диапазоне. Потому что он идеально подходит для банджо. Вы получаете хороший, упругий оборот, и вы можете заставить его звенеть".

Лирическое инструментальное вступление содержит мелодию аккорда басовой линии, сыгранную (скорее всего, Харрисоном) на двенадцатиструнной гитаре "Framus Hootenanny", которая служит для удвоения октавы мелодии басовой партии, поверх которой Маккартни и Леннон играют однотонную мелодию, основанную на двойных нотах, в основном на квинтах, играя вверх и вниз по струнам "соль" (3-я) и высокая "ми" (1-я) в быстром, непрерывном триольном ритме, красиво обрисовывая основные аккорды с парами восходящих и нисходящих нот. При этом Маккартни задействовал гитару "Epiphone Texan" с нейлоновыми струнами, а Леннон – акустическую "Gibson J-160E". Во время соло игра Харрисона напоминает джазового гитариста Джанго Рейнхардта.

Джон Леннон с акустикой "Gibson J-160E". Фото из открытых источников
Джон Леннон с акустикой "Gibson J-160E". Фото из открытых источников

"I Need You", входит в альбом "Help!" (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

К 1965 году "Битлз" добились заметных успехов в своих аранжировках и инструментовке. Ярким примером является "I Need You", одна из двух композиций Джорджа Харрисона, появившихся на альбоме "Help!". Запись представляет собой первое использование Харрисоном педали громкости. Драматические, почти стальные нарастания громкости гитары, обрамляющие отрывистые взвешенные аккорды, только добавляют песне задумчивого лирического содержания.

Педаль громкости была шагом вперед для группы; гитарные волны, слышимые в более ранней песне "Baby's in Black", записанной за год до того, были результатом того, что Джон Леннон крутил ручку громкости на гитаре Харрисона "Gretsch Tennessean" 1963 года, в то время, когда тот на ней играл.

"Baby's in Black", входит в альбом"Beatles for Sale" (1964)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Гитарист Пол Гилберт: "В "Baby's in Black" много громкого вокала в стиле Everly Brothers от Джона и Пола, поэтому мне потребовалось некоторое время, чтобы заметить детали игры Джорджа на гитаре. Но когда я сосредоточился на соло-гитаре, меня ждали великие открытия! В первую очередь… система тремоло "whammy bar" и многое другое!

Последний брейк-куплет особенно крут, поскольку Джордж следует за сменой аккордов однострунными ритмичными ударными тактами. Гитарная тема, с которой начинается песня и которая повторяется на протяжении всей песни, также имеет приятное окончание.

Как это часто бывает с битловскими вещами, творчество заключается не в спортивных подвигах, а в поддержке песни запоминающимися хуками, мелодиями и тонами. Тон Джорджа резкий, чистый и очень в стилистике кантри. Мне хочется, чтобы у меня была и ковбойская шляпа, и усилитель "Fender". На самом деле у меня есть и то, и другое. Может быть, тогда мне нужна та самая "Gretsch", или хотя бы система "Bigsby" на моей Ibanez".

"I Feel Fine", выходила синглом (1964)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Звуковая обратная связь была просто раздражающим электронным явлением, пока The Beatles не использовали ее в начале "I Feel Fine" как способ привлечь внимание. Сама песня представляет собой довольно стандартный риффовый рок, вдохновленный ритм-н-блюзовым хитом Бобби Паркера 1961 года "Watch Your Step".

Но ее характерное вступление появилось случайно, когда Маккартни сыграл низкую ноту "ля" на своей бас-гитаре в то самое время, когда Леннон прислонил свою электро-акустическую "Gibson J-160E" к усилителю. Эта нота заставляла гитару Леннона вибрировать, а ее близость к усилителю вызывала обратную связь звука. Как вспоминал Пол Маккартни:

"Мы подошли: "Что это? Вуду! Да, и это тоже".

После краткой ноты сильной обратной связи вступление начинается с характерного арпеджио-риффа, который начинается в ре-мажоре, а затем быстро переходит в до-мажор, а далее – в соль-мажор.

"Help!", входит в альбом "Help!" (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Сочетание акустических ритмов и электрогитар The Beatles с 1964 по конец 1965 года в значительной степени помогло определить звучание фолк-рока. "Help!", написанная в разгар "фазы влияния Боба Дилана", показывает, что Леннон продолжает раскрывать свою уязвимость, выраженную в предыдущих песнях, таких как "No Reply" и "I'm a Loser", с помощью акустической гитары, обеспечивающей другие, необходимые для такой баллады инструменты.

Здесь Леннон энергично отыгрывает весь ритм на своей акустической 12-струнной "Framus Hootenanny 5/024" 1964 года, а Харрисон добавляет звенящие ведущие партии и нисходящие пассажи из триолей в припевах на своей "Gretsch Tennessean". Нисходящий гитарный рифф, который предшествует каждому куплету, оказался сложным, поэтому на четвертом дубле было решено отложить его для наложения. Чтобы управлять более поздним наложением Джорджа Харрисона, Леннон отбивал ритм по корпусу своей акустической гитары, что можно услышать в финальном стерео-миксе.

"Ticket to Ride", входит в альбом"Help!" (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

После распада "Битлз" Леннон с гордостью заявлял, что композиция "Ticket to Ride" была предтечей жанра хеви-метал из-за гудящего баса, часто повторяющихся ударных и перегруженных гитарных партий. Этот протохэви-металлический трек был первой записью The Beatles, в которой Маккартни играл на соло-гитаре, и последней, на которой Джордж Харрисон использовал свой 12-струнный "Rickenbacker". Он действительно имеет неземное, слегка металлическое звучание.

При записи песни участники группы впервые применили новый для себя способ – если раньше они записывали все партии одновременно, как бы имитируя живое выступление, то в этот раз отдельные партии на разных дорожках записывались раздельно: сначала была записана партия баса и ударных, затем – ритм- и соло-гитара, после – вокал Джона Леннона (было записано две партии, которые потом были сведены в одну) и, наконец, бубен, подголоски и хлопки.

Маккартни на "Epiphone Casino" играет вставки с бэндами в конце бриджа и в конце песни, в то время как Харрисон играет рифф песни с арпеджио, а Леннон играет на ритм-гитаре "Rickenbacker 325". По словам Харрисона, такой "шахматный" ход риффа был его собственной идеей, возникшей тогда, когда Леннон сыграл аккорд, презентуя эту песню группе. Но самой тяжелой частью могут быть просто гудящие ноты "ля" на открытой 5-й струне, которые Харрисон наложил на куплеты, что наводит на мысль о классической индийской музыке, которую он начнет исследовать позже в том же году.

"If I Needed Someone", входит в альбом"Rubber Soul" (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Хотя The Beatles и были главными законодателями моды в роке, они все же находились под влиянием других исполнителей. Показательный пример: 12-струнный рифф Джорджа Харрисона в песне "If I Needed Someone". Линия, сыгранная в форме ре-мажор аккорда во второй позиции с каподастром на седьмом ладу (в результате обыгрывалась линия соль-мажора), была основана на звенящей гитарной партии Джима МакГуинна в завораживающей песне Byrds 1965 года "The Bells of Rhymney".

Видео с официального ютуб-канала TheByrdsVEVO

В середине 60-х Харрисон и МакГуинн сформировали общество взаимного восхищения: на "If I Needed Someone" был представлен второй "Rickenbacker 360/12" Харрисона, закругленная модель 1965 года, которая напоминала "Rickenbacker 360/12" МакГуинна 1964 года, которую тот купил, увидев модель "Rickenbacker" Харрисона в фильме "Вечер трудного дня".

Джордж Харрисон с "Rickenbacker 360/12". Фото из открытых источников
Джордж Харрисон с "Rickenbacker 360/12". Фото из открытых источников

"Nowhere Man", входит в альбом"Rubber Soul" (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

По словам Харрисона, он и Леннон вместе исполняют яркое, звенящее соло песни в унисон, используя свои одинаковые гитары "Fender Stratocasters Sonic Blue". Леннон также рассказал гитаристу Эрлу Слику во время создания сольного альбома "Double Fantasy" 1980 года , что соло было записано через пару небольших усилителей с одним микрофоном, расположенным между ними.

Высокие частоты "Stratocaster" были дополнительно подчеркнуты на за счет усиления высоких частот через микшерный пульт. Пол Маккартни вспоминал:

"Нам нужны были очень высокочастотные гитары. Это одни из самых высоко звучащих гитар, которые я когда-либо слышал".

"Day Tripper", выходила синглом (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Шокирующий хит Леннона и Маккартни 1965 года – это слегка завуалированная ода "хиппи выходного дня", которые принимают контркультуру наркотиков, когда не занимаются своей карьерой. В интервью 1980 года Леннон сказал о "Day Tripper":

"Это мое. Включая фразу, гитарный брейк и все остальное".

Маккартни называл эту песню и "Drive My Car", записанную несколькими днями ранее, "песнями с приколом", но нет ничего смешного в чванливом гитарном риффе этого трека, вдохновленного хитом "My Girl" группы Temptations 1964 года и "Money (It’s What I Want)" Барретта Стронга.

Видео с ютуб-канала Marc Leroy

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Гармонически он очерчивает блюзовый нонаккорд. Ритмически он помещает жесткие синкопы на восьмую ноту, предшествующую первой и третьей доле второго такта, в то время как его последние три восьмых ноты создают импульс, который эффективно ведет к повтору. Все начинается как 12-тактовый блюз в тональности "ми-мажор", а потом на 12-м такте делается финт, уходя в относительный минор припева до двойного возвращения на ожидаемый аккорд "си-мажор". Сообщается, что Леннон играет рифф, скорее всего, на своем "Fender Stratocasters Sonic Blue", а гитарные партии Харрисона, включая и его блюзовое соло, вероятно, были записаны на его "Gretsch 6119 Tennessean".

Стив Морс: "Риф Джорджа предшествовал всему тяжелому гитарному материалу, такому как Led Zeppelin, но он звучал тяжело – удвоенный и с немного искаженным звуком. Он действительно подходит под определение тяжелого гитарного риффа".

"Norwegian Wood", входит в альбом "Rubber Soul" (1965)

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Этот шедевр акустического рока, написанный Ленноном, отличается тем, что вокальная мелодия удобно вплетена в аккорды, а его аккомпанемент в стиле народной аккордовой мелодии легко мог бы выступать сам по себе как соло-инструментал. Однако, в отличие от "Here Comes the Sun", мелодия находится посередине, а не поверх аккордовых голосов, и исполняется с более полным бренчанием в плавном размере 6/8.

Леннон исполнил "Norwegian Wood", как если бы песня была в тональности "ре-мажор", куплеты были в "ре-мажоре", а промежуточные секции переключали параллельную минорную тональность "ре-минор". Для этого он использовал каподастр на втором ладу, чтобы перенести все на один тон вверх до "ми-мажор" и "ми-минор" соответственно.

В треке есть партия ситара в исполнении ведущего гитариста Джорджа Харрисона, что ознаменовало первое появление индийского струнного инструмента на западной рок-записи. Оглядываясь назад Харрисон в 90-х объяснил:

"Включение ситара было весьма спонтанным, насколько я помню. Мы включили его, и он просто попал в точку".

По свидетельствам, к The Beatles идея использовать индийские инструменты пришла в голову, когда Фантони сыграл им сингл "See My Friends" группы The Kinks.

Видео с официального ютуб-канала The Kinks

Песня сначала была группой тщательно отрепетирована, а затем они записали ритм-трек за один дубль с участием двух 12-струнных акустических гитар, баса и приглушенных тарелок. Харрисон добавил свою партию ситара, при этом дубль подчеркивал дроновое качество инструмента.

Окончание здесь:

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

❇️Вышла "The LYRICS" Пола Маккартни

❇️The Beatles, прослушивание в "Decca". Что об этом они рассказывали сами

❇️Какие песни The Beatles не жаловал Джон Леннон

❇️Фильм Питера Джексона "The Beatles: Get Back", первые отклики

❇️Так кто же виновен в развале The Beatles, версия 2.0

❇️Битловская "Люси в небесах с алмазами"