«Пробил Адмиральский час, пора водку пить!»
Эту легендарную фразу произносил частенько после выстрела пушки с бастиона Петропавловки Великий Петр.
Работал он без устали над созданием русских кораблей на Адмиралтейской верфи , поэтому и памятник Петру-плотнику стоит теперь на Адмиралтейской набережной рядом с его детищем.
Петербургскую традицию палить в начале и по окончании работ( «Адмиральский час» ) из пушки завел тоже Петр. Очень уж хотелось пострелять из новой крепости, но ни один вражеский корабль так и не вошел в акваторию Невы.
Однако на всякий случай Адмиралтейство построили на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловки, чтобы всегда можно было не только защитить, но и спалить его из собственных орудий, оставив сильному неприятелю в качестве памятного трофея лишь золоченый кораблик на шпиле.
Кораблик этот и ныне реет в облаках над городом, послушный потокам ветра. Недоступный своей небесной высотой для любопытного глаза и искателей тайников, он каждому представляется по-своему.
Для романтиков это корабль мечты. Кто-то даже мысленно поднимает алые паруса над палубой, но , боюсь, разочарую- это точно не гриновский «Секрет». Ведь символ города вознесли на шпиль в 1719 году.
Первое Адмиралтейство ( верфь) строили по личным чертежам Петра. А для изготовления шпиля и кораблика был приглашен молодой голландский мастер Харман ван Болес.
В Петербург он приехал из Амстердама еще в 1711 году, и впоследствии прославился на весь мир созданием самых высоких шпилей нашего города.
Шпили Петропавловского собора, Симеоновской церкви , а также Исаакиевской церкви, стоявшей на месте нынешнего собора, изготовил именно ван Болес.
Вообще ван Болес был хорошим инженером, строил в Петербурге мосты, водные и ветряные мельницы, хотя более всего его запомнили именно по знаменитым шпилям.
Какой именно корабль послужил прототипом золоченого кораблика на Адмиралтейской игле спорят до сих пор.
Многие считают, что это миниатюрная копия первого русского военного парусного корабля «Орел», построенного 1667-1669 годах на подмосковных верфях в Дединово по указу царя Алексея Михайловича.
Именно на мачте «Орла» впервые был поднят русский морской триколор «черчатого, белого и лазоревого» цветов.
Корабль этот, спроектированный голландцем Ламбертом Гельтом, строили русские плотники. Он обошелся казне в 2221 рубль.
Но капитан и все матросы были голландцами.
Однако судьба этого парусника оказалась не слишком счастливой.
В 1669 году он направился в сторону Астрахани. Плавание заняло 3.5 месяца. Сначала считалось, что корабль разгромили и потопили казаки Стеньки Разина, захватившие Астрахань.
Но по найденным впоследствии архивным документам выяснилось, что «Орел» простоял почти 10 лет в протоке Кутум, пришел в негодность и был разобран на доски.
Не так просто приживались первые военные корабли в России!
С трудом верится, что Петр с его грандиозными планами захотел увековечить в золоте несчастливый парусник.
Есть версия, что адмиралтейский кораблик изображает первый голландский корабль, зашедший в порт Петербурга.
Но обнаруженная впоследствии на парусах миниатюрного корабля надпись «Не тронь меня» склоняет к версии, что это одноименный линкор, построенный как раз примерно в это время на Петербургской верфи.
Впрочем возможно образ миниатюрного корабля собирательный, потому что он отличается некоторыми деталями от всех перечисленных.
Кстати не такой уж он миниатюрный!
Вес его около 65 кг, причем на позолоту ушло 16 кг золота. Высота кораблика 1.58 м , длина 1.92 м
Какие же секреты хранит золотой кораблик Адмиралтейства?
Начнем с того, что это уже давно не тот парусник, который поместил на шпиль Харман ван Болен.
Во время ремонта Адмиралтейства оригинал кораблика загадочным образом бесследно исчез. А это был самый исторически значимый экземпляр.
Его флаги были изготовлены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль ( компас) Петра.
Да и круглое «яблоко» на шпиле хранило свой секрет.
Оно было заперто на очень хитрый замочек, открыть который было непросто. Нужно было вращать части-полусферы определенным образом.
Внутри в круглой шкатулке был спрятан «клад»- монеты петербургского монетного двора.
Как вы понимаете, яблоко тоже исчезло вместе со старым корабликом. Навсегда видимо исчезло, потому что его так и не нашли!
В 1815 году на шпиль поместили медную копию кораблика, покрытую сусальным золотом.
Она простояла еще 71 год , а потом ее снова заменили на новую. Предыдущую отправили на хранение в Морской музей.
К счастью на сей раз обошлось без загадочных исчезновений.
Но в советские времена во избежание покушений на золотой кораблик, на шпиле поместили более дешевую копию, компенсировав его материальную ценность идейной.
В золотое яблоко заложили капсулу времени с обращением к потомкам. Говорят, ее нужно было вскрыть в 2017 году на столетие Великой Октябрьской Революции. Но этого так никто и не сделал.
Изменились ценности нынешних поколений.
И все-таки рядом с Адмиралтейством есть место силы, одухотворенное идеей созидания и успеха.
И это сам памятник Петру-плотнику.
Он тоже много пережил.
Ведь после революции памятники царям безжалостно уничтожались. Но к счастью судьба памятника не закончилась переплавкой.
Дело в том, что в 1910 году потомок Петра Николай II подарил голландскому город Заандаму его бронзовую копию.
Удивительно, но Петра снова выручили его любимые голландцы, которых он охотно привлекал в свой Новый Амстердам!
Только тогда при царе они строили корабли, возносили к небу церковные шпили и разбивали сады, а в 1996 году их потомки на корабле нидерландских ВМС привезли в Петербург копию своего памятника Великому Петру.
Памятник Царю -плотнику торжественно установили у Невы напротив Любимого Петром Адмиралтейства.
Обязательно поклонитесь этому памятнику, друзья! Вы даже не представляете себе, насколько это сильный образ.
С любовью склонился Царь над своим детищем.
Если вы озабочены карьерой, одержимы идеей, озадачены поступлением в ВУЗ или обучением любимому делу, то знайте, что в лице Петра-плотника Вы можете обрести незримую поддержку и покровительство.
Любил всегда первый Император России людей, одержимых любимым делом и стремящихся достичь в нем высот!
Не верил в сословную предрасположенность, сметая все установленные до него правила.
И эта пробивная, всепобеждающая сила живет в памятнике.
Он обращен лицом к Неве, к воде. А вода- это стихия возможностей.
И хоть полностью укротить эту стихию Петру не удалось, но он сделал многое на пути становления России великой морской державой и основал самый прекрасный город на берегу Невы!
Спасибо за внимание и доброжелательность, дорогие читатели!
Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще немало интересного про Петербург и его окрестности.