Это произведение Гончарова не такое известное как «Обломов», или «Обыкновенная история», но тем не менее, содержит в себе всё ту же философскую тематику, которая ярко выделяет наших классиков золотого века на Всемирном литературном фоне.
Русская философия - это не нудные фолианты с академическими терминами, а романы о жизни людей, на примере которых вскрываются самые болезненные гнойники человеческой сущности.
Так в «Обрыве» автор раскрывает сразу несколько серьёзных тем, актуальных как для девятнадцатого века, так и для наших дней. Главный герой этого романа представляет собой типичный образец ветреного человека, персонаж с говорящей фамилией Райский. Он выстраивает в своей голове колоссальные планы, разбалтывает о них всем вокруг, берётся за дело и через неделю обрывает. Он пытается завоёвывать красавиц, писать книги и картины, но как только натыкается на первые трудности - всё бросает. Ему скучно, а он не желает скучать, ему надо быстро, легко и всё.
Такой вот «мамкин предприниматель», никогда не сталкивавшийся с нуждой и голодом. Эти представители дворянства появлялись на свет с серебряной ложечкой в одном месте и если те, кого революционеры называли паразитами - это не они, то я даже не представляю кто тогда…
Следующим важным моментом в философии «Обрыва» идут вопросы гендерной психологии. Здесь довольно жёстко рассмотрена тема притяжения друг к другу противоположностей, когда порядочная девушка влюбляется в уголовника, а мужчина с душой идеального семьянина женится на любительнице Того Самого разнообразия. И как потом вся эта гадость происходит у него на глазах, а он старательно «ничего не видит».
Впрочем, Гончаров - не Набоков, поэтому всё самое дурно пахнущее оставлено между строк и сглажено цензурой.
Наконец, в «Обрыве» затронут вопрос «Анны Карениной» и больная для времён писателя тема, где девушки, расставшиеся с девственностью до брака, или уличённые в изменах жены были обречены на моральную казнь социума и вечное проклятие. Кажется, что тут либо прямиком под поезд, либо идти работать в «заведение у мадам».
Гончаров этот вопрос весьма радикально расшатал, когда описывая жизнь старой девы, бабушки семейства и святой старухи, под чьей рукой кормилась вся деревня, словно в насмешку над стереотипами, внезапно выдаёт тайну целомудренной бабки о её легком поведении сорок лет назад.
В общем, книга стоящая, как и любое произведение русской классики, местами затянуто, но тут уж никуда не деться - таковы тогда были правила хорошего литературного тона.