10 декабря 1941 года 51 японский торпедоносец и 34 бомбардировщика в нескольких последовательных атаках утопили у берегов Малайи в Южно-Китайском море два мощных британских дредноута, которые могли справиться буквально со всем японским флотом. В этот день за два часа 30 торпед попали в линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс».
В начале войны на Тихом океане японские вооруженные силы продемонстрировали всему миру такие свои возможности, каких, кажется, не было даже у гитлеровской армии. Если немцы вели успешные боевые действия в ограниченном пространстве континентальной Западной Европы и некоторых сопредельных регионах – Северная Африка, Норвегия, кусочек Атлантики, - то японцы размахнулись на добрую половину целых двух океанов – Тихого и Индийского.
И при этом они не знали вообще никаких поражений до самого Мидуэя летом 1942-го, да и того могли легко избежать, если бы японские адмиралы трезво оценивали обстановку, избежав головокружения от успехов. Правда, было от чего потерять голову, потому что в самом начале войны буквально за несколько дней японский флот лихо вывел из строя военно-морские силы своих противников – сначала США, затем Великобритании, а потом методически начал уничтожать все военные корабли союзников, которые в этом регионе еще оставались.
После нападения на Перл-Харбор стало ясно, что огромные линейные корабли очень легко топятся в гаванях, и для этого не надо применять какого-то супер-оружия – достаточно применить для их уничтожения легкую авиацию. И спустя пару дней японцы выяснили, что линкоры можно топить и в открытом море, даже там, где у тех есть огромное оперативное пространство для маневра.
И 10 декабря 1941 года, всего через три дня после Перл-Харбора, японские ВМС в лице своих ВВС провели блестящую операцию, стоившую им всего три самолета, а британцам – два огромных военных корабля, которые считались оплотом британской военной мощи в Юго-Восточной Азии.
Англичане еще за много месяцев до войны поняли, что Япония готова к захвату европейских и американских колоний в Азии, и не только в Юго-Восточной. Японцы еще в сентябре 1940 года оккупировали Французский Индокитай и разместили на территории Вьетнама и Камбоджи свои военные базы. Это был очень четкий сигнал, и все было прекрасно понятно, что Япония на этом не остановится. Поэтому летом 1941-го Черчилль отдал приказ отправить в Сингапур, который представлял собой форпост британских владений в ЮВА, два мощных военных корабля - линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс».
Эти корабли пришли в Сингапур 2 декабря 1941 года, за 5 дней до начала войны на Тихом океане. Англичане могли быть спокойны – несмотря на то, что у японцев в этом регионе имелся мощный линейный флот, «Принц Уэльский» и «Рипалс», составив так называемое «ударное соединение Z», могли играючи справиться со всеми японскими линкорами на расстоянии, сколько бы их ни было.
Японцы это тоже понимали, и очень сильно обеспокоились. Впрочем, «обеспокоились» - это не то слово. Некоторые японские генералы даже запаниковали, потому что у них уже были готовы обстоятельные планы высадки десантов Британской Малайе, и все эти десанты с появлением британских дредноутов оказались под угрозой.
Но успешный налет японской морской авиации на Перл-Харбор показал, что ни один военный корабль не устоит перед умелым использованием авиации, поэтому адмиралы заверили своих сухопутных коллег, что проблем с высадкой в Малайзии не будет.
И на самом деле – никаких проблем японской армии британские тяжелые корабли не доставили. Днем 10 декабря1941 года, когда «Принц Уэльский» и «Рипалс» отправились из Сингапура в сопровождении нескольких эскадренных миноносцев на север, чтобы разгромить японские десанты, на них недалеко от Куантана налетели 85 двухмоторных бомбардировщиков и торпедоносцев и буквально за два часа пустили на дно Южно-Китайского моря.
Бой был проведен японцами очень эффектно. Оказалось, что британские зенитчики вообще ни на что неспособны. За два часа они сбили только три японских самолета, в то время как торпедоносцы заходили на линкоры волнами и добились 20 попаданий торпед в «Рипалс» и 10 – в «Принц Уэльский». «Заполировали» это все бомбами, хотя бомбовый удар с горизонтального полета оказался менее эффективным – в «Рипалс» попала всего 1 бомба, а в «Принца» - ни одной. Торпеды все же оказались эффективнее, причем гораздо.
Правда, британцы со своей стороны отрицают попадания в их корабли 30 торпед, признают максимум 15, но это не имеет значения, потому что и 15 торпед из 51, которые были израсходованы в бою, оказалось достаточно, чтобы обезоружить британцев накануне вторжения японской армии в Малайзию и на Филиппины.
Исход боя мог бы быть совершенно другим, если бы британские корабли были надежно прикрыты авиацией. Но командующий этим соединением адмирал Томас Филлиппс почему-то авиацию не любил. Он даже не заказал авиационную разведку, а та, что проводилась без его ведома, ничем ему помочь не смогла бы. Разведывать надо было японские авиационные базы в Индокитае, а не места высадки десантов, потому что 85 японских торпедоносцев прилетели именно оттуда, преодолев чуть ли не 1000 километров до места боя.
Но англичане этого не знали, они даже не догадывались о том, что обнаружив британские линкоры в Сингапуре, японцы стянули на бывшие французские базы почти всю свою морскую авиацию для противодействия британскому флоту. Но они могли это хотя бы предполагать, ведь предполагали же они что-то, раз пригнали в Сингапур два таких мощных боевых корабля?
Интересно, что английское авиационное прикрытие все же готовилось к вылету, чтобы прикрыть «Рипалс» и «Принц Уэльский» от возможных атак японской авиации. Но британский адмирал и не подумал вызвать самолеты даже в разгар боя, и они прилетели на место схватки только через полчаса после того, как два британских дредноута ушли на дно.
Но если бы эти самолеты прилетели хотя бы на два часа раньше, то такого позорного разгрома, возможно, удалось бы избежать. Хоть нельзя переоценивать мастерство британских летчиков-истребителей, как нельзя переоценивать и мастерство британских корабельных зенитчиков, все же они бы хоть как-то помешали вести японским самолетам прицельное торпедометание.
Но, думается, что и авиационное прикрытие не помогло бы, так как прилетело только 8 самолетов, которые вряд ли остановили бы японскую воздушную армаду.
И поражение британского флота у берегов Малайи еще более унизительное в свете того, что японцы при атаке сами совершили массу ошибок. Главная из них состояла в том, что торпедоносцы не провели массированного удара, который покончил бы с британскими кораблями буквально в первые же минуты боя. За два часа японские самолеты совершали последовательные разрозненные атаки, что очень сильно понизило эффективность удара и растянуло бой на целых два часа. Если бы за это время успели прилететь английские истребители – японцам пришлось бы очень плохо.
Мало того, японцы атаковали и все 4 британских эсминца – и торпедами, и бомбами, но так и не смогли потопить ни один из них, хотя имели много шансов.
Но японские летчики все же справились, несмотря на просчеты и недочеты. Они показали всему миру, что владеют совершенно новыми методами ведения войны, и эти методы способны предрешить ее исход. Лишенные прикрытия с моря британские войска не смогли эффективно обороняться от вдвое меньшего по численности врага, и быстро сдали ему практически всю Юго-Восточную Азию, включая Филиппины и мощную крепость Сингапур.
А то, что японцы так и не смогли воспользоваться плодами своих первых побед и проиграли в итоге всю войну – это уже другой вопрос, который я постараюсь осветить в других своих публикациях.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?
Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало