Ночь. Чита. Метель. ПКЦ «Отрок» выиграл тендер на создание карты Читы в М 1: 500. Работа колоссальная. Нужно с планшетов оцифровать не только дома и улицы, но и все коммуникации, опоры, поребрики.
Я вылетел из Волгограда при плюс десяти в легкой куртке, а в Чите гулял ветер при минус 24. В горадминистрации встретили приветливо, напоили чаем, и тут же признались, что ни один человек в городе не знаком с программой Аrcgis, приобретенной за миллион рублей. Именно в ней надлежит сдавать эту работу заказчику. А «Отрок» не имел такой дорогостоящей программы. Стало совсем холодно. И отказаться нельзя. Штрафы. Ночь без сна. По морозу таскал из архитектуры стопы метровых планшетов, сканировал и всё ждал решения из Волгограда. Эврика! Наш главный картограф Вадим успокоил. Выдал решение. Будем цифровать в ГИС Mapinfo, а затем через формат SHP, перекачаем в Arcgis без потерь. Двенадцать лет назад это было суперовым решением.
Сибирь – особая тема. Здесь и народ другой, и чиновники. Но при всей доброжелательности их очень много. Это понимаешь, гуляя по областному городу с населением в 300 тысяч. Город компактный, поэтому обилие гербастых ярко-красных табличек поражает, словно треть домов отдана под учреждения. В городах миллионниках контор не меньше, но это не так заметно.
Большая работа в городе Чите с масштабом 1:500, выполняемая впервые, дала бесценный опыт сотрудникам «Отрока». Позволила понять, что в России нет картографов, их выморила перестройки. А те немногие, что имели дипломы и надували щеки, не владели профессионально ГИСами и дешифровкой космосъемки. Пришлось переучивать по ходу толковых пользователей из разных городов России, с Украины. Очень помогла «удаленка» из Донецка выполнить читинский госзаказ.
В нулевые возникали анекдотичные ситуации. Губернатор Волгоградской области дал поручение первому заму (одновременно руководителю сельхозуправления) создать геоинформационный центр, чтобы решить конкретные задачи по определению площадей сельхоз угодий и посевов на них с помощью космосъемки.
На совещание собрали руководителей порядка 20 областных комитетов и управлений. Пригласили сотрудников «Отрока». Мы принесли планшеты, попытались рассказать, пояснить, что такое геоинформационные системы. Какой это будет шаг вперед, какая точность вплоть до гектара.
Председатель комитета по экономике – брыластый, грузный мужчина, не стараясь пригасить свое барское пренебрежение, спросил.
– А что это нам даст? Одни расходы...
– А вот у вас на столе сотовый телефон. Что он дает? Одни расходы...
За столом рассмеялись. Стали задавать толковые вопросы. Но начальник сельхоуправления понял, куда может привести дискуссия. А то и, правда, поставят на учет все земли, это же какой казус!.. Привычный к играм партаппарата с советских времен, он выдал решительно: «Разошлем по комитетам, обсудим...» Разослали. И забыли.
Вспомнили про «Отрок» в администрации в очередной раз, когда наметился приезд Владимира Путина в Волгоград, чтобы провести Госсовет. Зал областной Думы украсили, расставили микрофоны, цветы и стаканы... Но сотрудники президентского протокольного отдела осмотрели все и укорили председателя Думы: «Стена в зале зеркальная. Будет бликовать при теле-фотосъемке. Нельзя!» Чиновник чуть не ...
В «Отрок» позвонил важный думский начальник вечером. И совсем не важничая, сказал, что срочно нужна огромная карта Волгоградской области, чтоб закрыть зеркальную стену в зале Думы.
– Хорошо. Дня через три сделаем.
– Нет! Нужна завтра...
Уговорил. Работали сутки. Сделали, закрыли зеркальную стену. Но «Отроку» не заплатили ни за карту, ни за срочность. Такое было не раз. «Халява плис». Это стиль местных чиновников.
Волгоградская область, как и прочие регионы, имеет разветвленную сеть дачных товариществ, а сколько их и где находятся, знает только сам дачник. В «Отроке», идя в поводу у областного объединения дачных товариществ, решили создать полноценную карту.
Впервые за многолетнюю историю нанесли и оцифровали в масштабе все СНТ, в надежде, что чиновный люд обрадуется и окажет помощь бедолагам-дачникам, обновляя дороги и коммуникации. Но как всегда ошиблись. Теперь на карте полноценно показаны все дачные общества и раздолбанные дороги к ним, которые дачники пользуют с давних советских времен, как и старые советские коммуникации.
Низкий уровень компетенции в области геоинформационных технологий в России показывает не только госаппарат (с этим «Отрок» столкнулся, участвуя в переписи населения), но и ВУЗы. В геофаках столетняя пыль, в провинциальных университетах рутина. В сельхозакадемии будущим мелиораторам начали читать лекции по ГИСам, проводить конкурсы студенческих работ по этой теме. Уровень низкий. А он и не может быть другим, если вузовский преподаватель, осваивая сложные программы, вникая в неизведанное, получает полторы копейки.
Продолжение следует.