«Около десяти лет назад английский журнал «Сайт энд саунд» провел референдум среди кинокритиков различных стран мира, чтобы выяснить, какие десять фильмов за весь период истории кино они считают лучшими.
Недавно журнал снова провел подобный опрос и сообщил его результаты.
Ответы были получены от семидесяти кинокритиков — из Англии, США, Франции, Швеции, Дании, Финляндии, Бельгии, Италии, Испании, Полыни и Советского Союза.
Из числа фильмов, вошедших в «десятку» 1952 года, только четыре попали в список нынешнего года.
Это «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика,
«Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна,
«Алчность» Эрика фон Штрогейма и
«Правила игры» Жана Ренуара.
Помимо этих четырех в «десятку лучших» в 1962 году вошли:
«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса,
«Приключение» Микеланджело Антониони,
«Угецу Моногатари» Кендзи Мизогуши,
«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна,
«Земля дрожит» Лукино Висконти и
«Аталанта» Жана Виго.
Интересно отметить, что «Броненосец «Потемкин» и «Алчность»— единственные немые фильмы, фигурирующие в списке 1962 года, в то время как десять лет назад их было пять (помимо названных — «Золотая лихорадка» Чаплина, «Нетерпимость» Гриффита «Страсти Жанны д’Арк» Дрейера).
Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что в число десяти лучших фильмов, названных кинокритиками к 1962 году, не пошел ни один фильм Чаплина. Это вполне объяснимо: Чаплин принадлежит к художникам, вошедшим в историю кино не одним или двумя шедеврами, а всем своим творчеством и, естественно, что голоса критиков, принимавших участие в референдуме, разделились между многими его фильмами.
Подтверждая это суждение, журнал помещает список режиссеров, фильмы которых в целом получили при опросе наибольшее число голосов. Чаплин занимает в этом списке второе место, уступая по числу голосов, поданных за его фильмы (43), лишь Эйзенштейну (46). Кстати, Эйзенштейн — единственный из режиссеров, вошедший в «десятку» 1962 года двумя фильмами.
Журнал публикует также список фильмов, непосредственно примыкающих к «десятке» по числу поданных за них голосов. В числе этих фильмов:
«Хиросима, моя любовь» Алена Рене,
«Детство Горького» Марка Донского,
четыре фильма Чаплина,
«Земля» Довженко,
«Великая иллюзия» Ренуара,
«Назарин» Бюнюэля,
«Октябрь» Эйзенштейна,
«Умберто Д.» Де Сика,
«Земляничная поляна» Бергмана и другие».
Источник: Десять лучших фильмов – выбор критиков // Искусство кино. 1962. № 4. С. 135.