Найти тему
A-ONE

Избранная фильмография Франсуа Озона

Оглавление

Жанровый хамелеон, провокатор, надежда французского кино — как только критики и зрители не называли Франсуа Озона. Почитателей у него ровно столько же, сколько и тех, кого фильмы Франсуа возмущают и раздражают. Но итог всегда один — его работы никогда и никого не оставляют равнодушными. Им до сих пор интересуются крупнейшие кинофестивали мира, он до сих пор получает там награды и в его фильмах всегда играют лучшие французские актёры.

20 января в прокат вышла новая работа Франсуа Озона
«Всё прошло хорошо», премьера которого состоялась в прошлом году на Каннском кинофестивале. Несмотря на то, что это двадцатый фильм Франсуа — «Всё прошло хорошо» получил одни из лучших оценок от прессы в его карьере. По этому поводу решили вспомнить и рассказать про наши любимые фильмы Франсуа Озона.

Капли дождя на раскалённых скалах (1998)

Германия 70-х. Наивный молодой Франц въезжает в квартиру Леопольда, намного старше его преуспевающего бизнесмена. Разыгрывание ролей, манипуляции приводят отношения пары в тупик, вдруг получается, что двое людей становятся слишком разными. Ситуация берет новый поворот, когда альянс двух мужчин разбивают подружки.

-2

Первый полнометражный фильм Франсуа Озона, завоевавший престижную кинонаграду — в 1999 году Озон уехал с Берлинале с Призом Teddy за лучший художественный фильм. Как всегда, мнения о работе Франсуа кардинально разделились. Одни рассматривали фильм как нахальную издёвку над оригинальной пьесой Райнера Вернера Фассбиндера, а другие увидели в Озоне истинного наследника знаменитого немецкого автора — бесстрашного молодого режиссёра, нарушающего любые правила и устои. Но даже самые ярые противники отмечали способность Озона тонко работать с актёрами. В кадре всего четыре человека и каждый из актёрского состава сыграл, пожалуй, лучшую роль в своей карьере. Фассбиндер был бы явно доволен.

Под песком (2000)

Многие годы супруги Мари и Жан проводят свой отпуск в приморской области Ланды, на западе Франции. В один из дней муж Мари неожиданно исчез. Что это: странная, глупая и нелепая смерть - или спланированный сумасшедший поступок?

-3

Важный для Озона фильм, ознаменовавший его переход на новую стадию карьеры. Самая элегантная, тихая и проницательная работа Франсуа «Под песком» снималась в трудных условиях. Денег на производство у фильма было настолько мало, что в какой-то момент Франсуа прервал съёмки на 6 лет, что не помешало ему закончить его и выпустить в наилучшем виде. Если в прошлых работах Озона присутствовал юношеский максимализм вкупе с провокационными элементами, то «Под песком» представляет собой сдержанный портрет тяжёлой утраты. Такое обстоятельное и глубокое исследование характеров в фильм привнесла соавтор Озона, признанная писательница Эмманюэль Бернейм, которая спасла фильм от шестилетнего застоя. Она вывела драматургию Франсуа на новый уровень. По его признаниям, без неё «Под песком» так и не увидел бы свет.

8 женщин (2001)

Занесённая снегом Французская глубинка. В Поместье собирается семья для встречи рождества. Но праздник не состоится. Хозяин дома убит. 8 женщин, близких хозяину дома, начинают расследование. Каждая из них под подозрением. У каждой есть мотив для убийства. День расследования открывает многие семейные тайны, которые были под семью замками.

-4

Благодаря фильму «8 женщин» за Озоном закрепился статус «зрительского режиссёра». Чудаковатый ретро-мюзикл с звёздным актёрским составом (Катрин Денёв, Даниель Дарьё, Изабель Юппер, Фанни Ардан) покорил зрителей по всему миру, взял один из главных призов на Берлинале и позволил Озону быть независимым от какого-либо продюсерского давления — именно с «8 женщин» Франсуа стал одним из самых желанных французских режиссёров в индустрии. Но несмотря на зрительский успех, «8 женщин» — это все ещё на 100% фильм Франсуа Озона. Как и всегда, он ловко смешивает настроения, манипулирует жанром, деконструируя его и затрагивает свои дежурные темы (тут и алчность, и прелюбодеяние, и однополые отношения). При этом элегантная стилизация под ретро-детектив (Озон вдохновлялся фильмами Дугласа Сирка, Росса Хантера и Альфреда Хичкока) делает «8 женщин» самым стильным и по-хорошему выхолощенным фильмом режиссёра.

По воле божьей (2018)

Александр, Франсуа и Жиль, взрослые состоявшиеся мужчины, объединяются в борьбе против почтенного священника, некогда поломавшего жизнь им и еще десяткам мальчиков. В этой праведной битве - с собственной уязвимостью и чужими предрассудками, с косными институтами и молчаливыми свидетелями - каждому из мужчин предстоит выбрать, во что верить, над чем смеяться, и кого прощать.

-5

На данный момент, «По воле божьей» — самый высокооценённая работа Франсуа. К своему 18 фильму Озон немного остепенился. Да, он всё ещё берётся за острые и неприглядные темы, но в тоже время его режиссура стала более обстоятельной, по-хорошему сухой и чёткой, а драматургия теперь напоминает хорошую литературу. Как и режиссёр Тодд Маккарти в фильме «В центре внимания» (чей постер висит в кабинете одного из персонажей фильма), Озон уверенно и без какого-либо сентиментализма крадётся через шокирующие факты реальный истории, чтобы в конце концов достигнуть скорбного, но не лишённого надежды катарсиса.

Всё прошло хорошо (2021)

Привычный уклад жизни сестёр (Софи Марсо и Жеральдин Пайя) переворачивается, когда их отец (Андре Дюссолье) попадает в больницу. Его неожиданная просьба ставит дочерей перед непростым выбором.

-6

Для Франсуа Озона «Всё прошло хорошо» — один из самых личных проектов в карьере. В основе фильма автобиографический роман подруги и соавтора Озона, писательницы Эманюэль Бернейм. Она пришла к Озону с просьбой экранизировать её работу еще в 2013, но тогда Франсуа не нашёл подхода к истории. В 2017 году Бернейм умерла от рака, что повлияло на решение Озона всё же экранизировать роман. В память о Бернейм Франсуа снял чудесное кино с отчётливым горько-сладким привкусом. Первое, что бросается в глаза — это то, как Озон берётся за тяжёлые темы, но при этом снижает градус сантиментов до минимума. Франсуа даже не думает следовать канонам и концепциям жанра. Он не исключает из истории юмор, красоту, оптимизм и легкий взгляд на жизнь. Большинство режиссёров не побоялись бы вызвать у зрителя натужные эмоции, работая с подобной темой, но Франсуа принципиально идёт по другому пути. Ему интересны характеры, фактура и внутренняя динамика, в которой нет места лишним слезам и напыщенной драматургии.