Найти в Дзене

Пора задуматься, почему педагогическими экспериментами в стране занимаются именно многодетные семьи: Никитиных, Тепляковых

Оглавление

Почему никто не обращает внимание, что за педагогические эксперименты в нашей стране берутся именно многодетные семьи: то семья Никитиных, то семья Тепляковых… Пора задуматься, а не только возмущаться этим фактом.

Никитины и Тепляковы. Много ли общего?
Никитины и Тепляковы. Много ли общего?

/все картинки к статье взяты в свободном доступе в Интернет/

Семья Никитиных - "советские Тепляковы".

Недавно встретила сразу несколько заметок, в которых семью Никитиных называют «советскими Тепляковыми». Подметили, значит, люди что-то общее в поведении этих семей?

Как мы знаем, семья Тепляковых отличилась тем, что их дочь Алиса в 9 лет стала студенткой МГУ.

А чем была известна семья Никитиных?

В СССР эта семья была на слуху. Я как-то даже сходила на встречу с ними, когда Борис Павлович и Лена Алексеевна приезжали в наш город.

Но сейчас коснёмся лишь причин выхода Никитиных на педагогическую арену.

Борис Павлович был большим педагогическим энтузиастом. Он с единомышленниками пробивал идею трудовой школы, ученики которой одновременно с основами наук получали бы навыки профессионального мастерства. Он это называл "объединением системы Макаренко с Пушкинским лицеем".

По-моему, так это была неплохая идея, особенно если учесть, что сегодня преподавание уроков труда скоро совсем сойдёт на нет. Растим, непонятно с какой целью, инфантильных барчуков, не подготовленных ни к семейной, ни к общественной жизни.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

►►► Статья в тему:

Почему сегодня исчезли из школы уроки труда? Размышления о предмете «Домоводство» из советской школы

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

С чего начался педагогический эксперимент Никитиных?

Затем случилось так, что идея Бориса Павловича не была поддержана бюрократами от образования и провалилась.

Зато у него произошла встреча с Леной Алексеевной, полностью поддержавшей все его помыслы. Борис Павлович вскоре стал её мужем.

Вдвоём они и занялись педагогическим экспериментированием, создавая опытную базу у себя дома: рожая одного за другим семеро детей.

На одном ребёнке проводить эксперимент нет смысла, потому что ничего доказать невозможно - все полученные результаты могут оказаться случайными.

А если гипотеза подтверждается на каждом ребёнке из "великолепной семёрки", тут уж приходится признать - против закономерностей не попрёшь!

Основное внимание - физкультуре!

Будучи сам спортсменом, отец семейства доказал, что естественная физическая активность с младенческого возраста - залог сохранения здоровья на всю жизнь.

/ Кстати, когда Борис Павлович скончался в 82 года, и врачи сказали, что у него организм был 40-летнего мужчины./

Он изготовил дома спортивный уголок (с лестницами, канатами, качелями), в котором дети проводили почти всё своё свободное время. Поэтому все дети Никитиных были стройными и спортивными.

Спортивный уголок в семье Никитиных
Спортивный уголок в семье Никитиных

А вот когда наше современное молодое поколение поражено гиподинамией и ожирением, преступно не воспользоваться готовой рекомендацией: обеспечьте же детям возможность активно двигаться в течение дня по максимуму, ибо, в движении - жизнь!

Закаливание детей - "изюминка" воспитания семьи Никитиных

Опыт с закалкой детей произошел у Никитиных случайно - из-за лечения кожной болезни первенца. Но удивительно, что потом все, без исключения(!), дети семьи Никитиных стали с удовольствием бегать голышом по снегу!

Закалка в семье Никитиных  - сплошное удовольствие!
Закалка в семье Никитиных - сплошное удовольствие!

Хотя, были критики, называвшие экспериментаторов "садистами".

Умственное воспитание у Никитиных было поднято на необычайную высоту

Борис Павлович очень серьёзное внимание уделил умственному воспитанию своих детей: сам разрабатывал развивающие пособия ("Кубики Никитина", "Уникуб" и другие, включённые сегодня в образовательную программу в Японии), создал дома очень богатую развивающую среду для умственного, физического и трудового развития, учил детей читать и считать в раннем возрасте по собственным методикам.

К труду в многодетной семье относились с уважением.

Идею трудового воспитания Никитины воплотили в создании на базе семьи швейной фабрики "Ниточка-Никиточка". На ней работали все члены семьи - шили фартуки, при этом, у каждого была трудовая книжка, и за работу выплачивалась настоящая зарплата.

Фабрика на дому "Ниточка-Никиточка"
Фабрика на дому "Ниточка-Никиточка"

Никитины занимались не ранним, а своевременным развитие способностей детей

Иногда Лену и Бориса Никитиных называют основоположниками системы раннего развития, это не правильно, потому что они сами вместо термина "раннее" использовали термин "своевременное".

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

►►► Кстати, об этом же говорил Масару Ибука. Прочитайте статью:

И кто только придумал этот термин «раннее развитие детей », от которого теперь все родители сходят с ума?

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

В каждом из нас несколько превалирует переоценка будущего, и недооценка настоящего. Поэтому и о Никитиных в СССР говорили как о создателях "гениев будущего", "детях-вундеркиндах".

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

►►► Как в этой статье:

Мечты родителей о ребёнке-вундеркинде

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Сами же педагоги-новаторы поправляли, что всё, что они делают - всего лишь максимально раскрывают заложенные в ребёнке способности, помогают детям реализовать имеющиеся возможности НАСТОЯЩЕГО (а не "сверхвозможности", о которых заявляла пресса). Поскольку в каждом ребёнке имеется огромный потенциал самых разнообразных физических и умственных способностей, которые только и требуется раскрыть как можно раньше, пока они не угаснут. Раскрыть в НАСТОЯЩЕМ.

Кстати, надпись на визитке Б.П.Никитина гласила "Профессиональный отец".

Ошибки воспитания в семье Никитиных

Нельзя говорить о Никитиных только в восторженных тонах, потому что у них было много ошибок.

Во-первых, они во-многом, изобретали "велосипед", доходя до тех истин, которые уже были известны в педагогике. Они не смогли создать систему разностороннего развития ребёнка. Но это потому, что они были специалистами для более старших возрастных этапов, а эксперименты взялись проводить на собственных детях дошкольного возраста.

Во-вторых, они так и не дошли до понимания игры , как ведущей деятельности дошкольников, не понимали значения игры для развития детей.

В-третьих, они не понимали значения социализации для развития человека. Семья жила замкнутым мирком, дети чувствовали себя комфортно только в условиях семьи.

Дети, опережая сверстников в умственном развитии, начинали учиться с пяти лет, и затем "перешагивали" классы, нигде не находя себе друзей среди старших по возрасту одноклассников.

Приведу лишь высказывания самих детей Никитиных.

Дочь Юлия:

"То, что мы были младше остальных в классе, изолировало нас от круга сверстников, и меня лично разучило общаться с другими людьми, кроме семьи".

Дочь Люба:

"Если бы я училась со своими ровесниками, может быть, и характер у меня формировался несколько иной, я и сейчас не умею находить контакт с окружающими..."

Сын Алексей:

"Школа была для меня хорошей подготовкой к жизни, я узнал, что такое быть изгоем".

В-четвёртых, педагогический эксперимент являлся большой нагрузкой для самих детей, которые постоянно чувствовали, что живут в "аквариуме" из-за пристального внимания журналистов к их семье.

Сравним семьи Тепляковых и Никитиных

О Тепляковых говорить много не буду, поскольку ранее уже публиковала о них статью.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Вундеркинд Алиса Теплякова. Новый педагогический эксперимент в России.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Проведём лишь некоторое сравнение семей Тепляковых и Никитиных, и их общих ошибок.

Самая первая, и главная, ошибка, которую совершают Тепляковы - полное отсутствие понимания значения социализации для развития ребёнка: обучение дочери Алисы в девятилетнем возрасте со студентами, которые старше её чуть не вдвое.

Алисе Тепляковой
Алисе Тепляковой

Это непонятно ещё более, когда известно, что по образованию Тепляков - психолог (в отличие от Никитиных, которые были просто педагогами, учителями). Где его профессионализм? Где же знание возрастных закономерностей развития детей?

Второе отличие. О детях Никитиных авторитетный во времена СССР академик Амосов (кардиолог, занимавшийся популяризацией ЗОЖ) отзывался так:

"Это самые здоровые дети"

О детях Тепляковых такого сказать нельзя. Они мне показались очень бледными (может это искажение фото, видео?), а Алиса, к тому же, страдает нервным тиком, навязчивыми движениями.

В семье явно отсутствует культ физкультуры.

"В меру упитанным и в меру воспитанным" у Тепляков выглядит только папа, остальные члены семьи, возможно, даже недоедают (?) или не правильно питаются.

Про развитие навыков трудового воспитания говорить не буду, просто не заметила.

Будем дальше наблюдать, к чему приведёт ситуация с обучением в МГУ старшей дочки.

Откуда берутся педагоги-экспериментаторы?

Вывод: почему на педагогические эксперименты идут многодетные семьи?

Думаю, и это не секрет, что разного рода экспериментами "балуются" НЕ только многодетные семьи, но они остаются незаметными на фоне безграничной человеческой нивы нашего общества.

Воспитанных в таких семьях "вундеркиндов" порой ожидала безрадостная судьба, поскольку родители не являлись профессионалами в педагогике.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

►►► Об этом в статье:

Три истории вундеркиндов из бывшего СССР с трагическим финалом

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Но вся эта "кустарщина" на почве воспитания возникает не просто так, а из-за недоверия народа (родителей) официальной педагогике.

Аморфность и неповоротливость нашей системы образования, её недостатки, заблуждения, заставляли и заставляют идти "своим путём" семью Никитиных (и не только) в СССР, семью Тепляковых, да и разного рода идеологов современного "семейного воспитания" сегодня.

Не зря ведь книга Лены Алексеевны называлась "Мама или детский сад", как противопоставление правильного (по её представлениям) семейного воспитания образованию в казённых государственных детских учреждениях.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Остановлюсь здесь, хотя точку не ставлю, потому что мне интересно Ваше мнение обо всём вышеописанном, уважаемый читатель.

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если Вы согласны, что "КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ не достижимо без ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ" – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

►►► Эти статьи могут заинтересовать вас:

А педагоги-новаторы советских времён - против репетиторов!

Вундеркинд из Екатеринбурга Каролина Черных установила 187 рекордов за 5 лет

Что мы знаем о проблемах вундеркиндов?

Какие дети имеют больше возможностей для социализации - те, которые ходят в детский сад, или те, которые его не посещают?

Дошкольное образование нуждается в защите в первую очередь, не правда ли?

«Новая порода кур – шестьдесят набитых дур», - это сказано о выпускницах знаменитого Смольного института благородных девиц

«Роддом – Детдом – Школа-интернат – Производство» - таким должен был быть жизненный путь советского человека по мысли Н. Хрущева

Английский язык уже с детского сада? Да хоть китайский, если обучение не будет вредить детям.

Отцы-основатели детских садов создавали их совсем не для детей. А для кого же тогда?

После того, как прочитала в статье о современной школе, захотелось уйти в монастырь

"Не нужен ни детский сад, ни начальная школа, обучение можно начинать с пятого класса",- думала я, пока не поступила в педвуз

Екатерина II – педагог на троне. О внуке Александре: "Он не знает простуды, он полон, велик, здоров, и очень весел"

Я считаю, что в наше время нужно учить читать детей ещё до школы, а Вы?

Почему сегодня японские школьники сами моют унитазы, а мы в России растим из детей белоручек и чистоплюев?

Мои экстремальные прогулки с детьми в детском саду. Лайфхаки для повышения двигательной активности детей