До какого-то момента практически никто не сомневался, что СССР развалиться не может по определению. Объяснимое мнение – Советский Союз всегда представлялся мощным монолитом, крепко держащим власть, обладающим военной мощью и непревзойденным экономическим потенциалом. Но однажды все изменилось – из-за ошибочных шагов правителей и видных партийцев, страна оказалась под угрозой краха. Прошло еще немного времени, и угроза эта стала реальностью. Извечные вопросы – кто виноват, и что можно было сделать?
Коммунизм не популярен
На момент правления Хрущева в возможности построения коммунизма были уверены почти все советские граждане, а около 40% населения не сомневалось даже в том, что достигнуть этого реально к обещанной Никитой Сергеевичем дате – 1980 году. Воодушевление полное, Гагарин в космос полетел, США и те хвост поджали. Казалось, живи, радуйся и строй коммунизм, ан нет…
К концу 70-х стало понятно, что обещания вождей (Хрущев и Брежнев имеются в виду) под собой реальной основы имеют мало – вроде бы как, светлое будущее строится, но очень уж медленно, причем, реальных положительных изменений намного меньше, чем должно было бы быть.
В результате, после смерти Брежнева, популярность коммунистических идей стала резко падать (она и при жизни Леонида Ильича не на высоте была). Перед руководством страны встал сложный выбор:
- пустить все на самотек;
- врубить жестокие репрессии, откатившись в сталинскую эпоху;
- дать дорогу преобразованиям.
Остановились на последнем варианте, и это стало началом конца, теперь уже неизбежного.
Даешь демократию!
Идеи демократических преобразований формировал еще Андропов, но не успел ничего предпринять – умер слишком рано и оставил после себя партию, мягко говоря, не очень активную – куча инфантильных стариков, которым место не на вершине власти, а в теплой постельке под присмотром сиделки. Впрочем, до Горбачева ситуация не ухудшалась – люди пока еще не окончательно потеряли веру в коммунистическую идеологию, даже Советские республики старались не высказывать недовольство на тему «свободы», «независимости» и прочего.
Михаил Сергеевич решил взяться за дело стремительно и азартно – он объявил политику ускорения, задачей которой было:
- преодоление экономических трудностей, которых в Союзе к середине восьмидесятых накопилась уйма;
- повышение качества жизни населения;
- сокращение разрыва в развитии между СССР и капиталистическими странами (на тот момент уже стали признавать, что Союз – не самое передовое государство мира).
Первые шаги уперлись в совершенствование процесса производства, например, в виде автоматизации некоторых предприятий, а также в изменении трудового качества народа – антиалкогольная кампания именно отсюда происходит.
Оказалось, что мер этих мало – началась перестройка, которая включила в себя гласность (есть проблемы – говори, а мы прислушаемся), импорт заграничного оборудования, легальную оппозицию, которая породила демократические силы вроде того же Ельцина и его компании. На общем фоне ослабления традиционных советских гаек, о своих правах и свободолюбивых устремлениях стали заявлять союзные республики, в особенности, Прибалтика, которая чуть ли не напрямую кричала о насильственном нахождении в составе СССР.
Привело все это к:
- усилению экономического кризиса;
- переходу на сторону демократии чуть ли не большинства населения страны;
- нездоровому интересу со стороны капиталистического мира к оппозиционным силам Союза;
- падению авторитета властей.
Совершенно бессмысленное действие, которое привело к властному противоречию – учреждение должности президента СССР для Горбачева в 1990 году.
Это один из примеров стремления Михаила Сергеевича сохранить рассыпающуюся советскую "машину".
Ну а в 1991 г. республики открыто начали заявлять о желании выйти из состава СССР. Последняя надежда – путч, который был организован антидемократическими силами (грубо говоря) во время отсутствия Горбачева. Он, понимаете, на дачу на юга подался, когда страна билась в конвульсиях. Демократов загнали в Белый Дом, но удержать успех не сумели – путчистов арестовали, дав дорогу новым силам к абсолютной власти в стране.
Закончилось все Беловежскими соглашениями от 8 декабря 1991 года, согласно которым союзные республики обретают независимость, а вместо СССР создается СНГ.
Благо это или нет? Сложно сказать, но если бы планы Горбачева реализовались в полной мере и по задуманному сценарию, то, возможно, мы бы до сих пор жили в Советском Союзе, только другого качества, в чем-то похожем на Китай с точки зрения экономики и способов государственного управления.
Источники:
https://diletant.media/articles/45326579/
https://tass.ru/politika/3850507
https://www.litmir.me/br/?b=177911&p=1 (книга Роя Медведева)