Люди, слабо знакомые с военным делом, могут подумать, что сбить выстрелом из танка самолет не сложно, главное прицелиться, рассчитать скорость полета воздушной машины и бабахнуть. Ага, снаряд ведь типа быстро летит, нормально, «сойдутся». Да как бы не так, эта задача хотя и реальна, но выполняли ее в единичных случаях, иногда и просто нечаянно. Впрочем, есть в истории Великой Отечественной момент, когда советский танкист на Т-34 достаточно легко смог сбить немецкую железную птицу. Правда, домыслов вокруг описываемой ситуации ходит множество, кроме того, реальность ее все чаще вызывает обоснованные сомнения.
Точно в двигатель!
Герой нашей публикации – Александр Фадин. Молодой человек закончил Горьковское авто-мотоциклетное училище, чуть позже выучился на танкиста, и уже в процессе получения второго «образования» начал показывать чудеса точности стрельбы. Например, был момент, когда во время сдачи экзамена он заявил, что сможет поразить цель с расстояния в полтора километра из движущейся машины. Нужно сказать, что с задачей этой не все справлялись и из неподвижного танка, а тут такое смелое обещание. В итоге командир согласился, но с условием – если промажет, то вместо лейтенанта получит сержанта.
Фадин разогнался, прицелился и с первого же выстрела поразил учебную цель. Даже полковник, принимавший экзамен, в шок пришел (в приятный шок, конечно), аж часы Александру подарил прямо там, на исходных позициях. С 1943 года танкист оказался на фронте и сразу начал показывать мастерство танкового боя. Например, в том же 1943 г. он сумел записать на счет нескольких Тигров, а это, надо сказать, противник очень серьезный!
Ну а в 1944 г. произошло то самое событие, о котором мы здесь говорим. В тот день Фадин выполнял, в общем-то, привычную для себя задачу – сдерживал наступающих фрицев, защищая подходы к мелкой деревушке. Сколько он укокошил врагов – неизвестно, однако в компании с поддерживающей его боевую машину пехотой успокоил, по меньшей мере, 16 огневых точек противника. И вдруг из-за леса вылетел самолет с крестами. Летел он медленно и невысоко, явно выискивал удобную позицию для сброса груза своим. Посмотрел Александр на крылатую машину, и по «динамике» его пролетов над телеграфными столбами сумел рассчитать скорость. Когда немецкий летчик пошел на второй круг, Фадин выстрелил. Один единственный раз, и этого хватило, чтобы разнести в клочья двигатель самолета противника!
Что не так с этой историей
Конечно, подвиг, но уже во время Великой Отечественной периодически возникали разговоры о том, что это или полная выдумка, или сильно преувеличенная байка. Один из основных аргументов противников подвига в том, что слишком уж маленькой оказалась рассчитанная скорость самолета – порядка 60 километров в час. В этой ситуации крылатая машина просто свалилась и все – не хватило бы скорости не то, что для набора высоты, но даже для стабильного полета на одном уровне. Кроме того, попасть по летящей мишени на 60 км/ч нереально трудно, возможно, если это реальность, снаряд прилетел в немецкий фюзеляж случайно.
В защиту можно сказать, что по столбам точно рассчитать скорость отдаленного объекта тяжело, в реальности она могла быть гораздо выше.
Второй аргумент «против» упирается в то, что несмотря на представление к Герою Советского Союза, Фадин его так и не получил, кроме того, критики так и не смогли найти в наградных документах упоминаний об этом подвиге. С другой стороны, приличная доля документации такого рода была утрачена, а кое-какая часть оказалась под грифом «секретно», так что судить по бумажкам тоже сложновато.
С нашей точки зрения, вопросы вызывает то обстоятельство, что советская пропаганда не начала тиражировать эту ситуацию по всему миру, демонстрируя пример мужества и мастерства советского танкиста. Впрочем, в то время и других подвигов хватало, может, не до Фадина было пропагандистам…