90 лет назад на весь мир прогремела история простого магнитогорского парня Виктора Калмыкова
В начале 1932 года в журнале «СССР на стройке» опубликована серия фотографий «Гигант и строитель» из совсем ещё юного Магнитогорска, где возводился ММК. Городу в этот момент всего два с половиной года, считанные дни остаются до первой плавки чугуна, дату которой, 1 февраля 1932-го, считают днём рождения комбината. Автор запоминающихся сюжетных фотографий Макс Альперт поставил цель рассказать о масштабном строительстве флагмана чёрной металлургии через судьбу рабочего. Кто мог знать, что эта серия, о которой до хрипоты спорили сторонники Альперта и их оппоненты, перевернёт жизнь и фотомастера, и его главного героя – первостроителя Магнитки Виктора Калмыкова.
В уральские степи московский фотограф отправился после резонанского репортажа из Архангельской области, призванного опровергнуть представления Запада о принудительном труде на советских лесоповалах. Журнал «СССР на стройке», основанный самим Горьким, читали и в Советском Союзе, и за рубежом, он считался мощным оружием пропаганды.
Но издание интересно не только поэтому. Оно прославилось новаторством, поскольку в журнале работали прославленные художники-конструктивисты Александр Родченко и Эль Лисицкий, да и весь коллектив был ищущим, творческим. Гениальные находки были и у Макса Альперта, после командировки на север страны получившего место в штате. Так, именно его изобретение – метод «проекции назад», или «восстановления факта», основанный на принципе кинематографичности. Если в киноленте можно воссоздать жизнь человека, почему нельзя этот же способ применить в фотосерии для реконструкции судьбы деревенского паренька, ставшего рабочим, а затем – комсомольцем и кандидатом в коммунистическую партию?
Виктор Калмыков показался Альперту наиболее подходящей натурой. Совсем недавно деревенский парень в лаптях на ногах и потрёпанном зипуне приехал в тесном вагоне на стройку века. А значит, надо воссоздать этот момент: одеть «модель» в «деревенское», посадить на вагонную полку, у ног поставить деревянный чемодан – именно с такими и путешествовали рабочие и крестьяне в ту пору. Типичный представитель тысяч ровесников, отправившихся строить металлургический гигант.
И вот Виктор на четыре дня освобождён от работы во имя не менее ответственного труда. Потомки будут смотреть на Калмыкова – и видеть всё его поколение.
Альперт пошагово реконструировал судьбу рабочего парня, причём подписи к фото (мы приводим их в первозданном виде, только немного подсократив) наполнены идеологическими клише.
История Виктора Калмыкова – это история новой жизни, преодоления трудностей, профессионального и идейного роста. Малограмотный парень вливается в коллектив рабочих – и постепенно общественные ценности становятся для него так же значимы, как для товарищей.
Судьба реального, настоящего Виктора Калмыкова изрядно отличается от судьбы его фотообраза. К подножию горы Магнитной он приехал вовсе не из деревни и уж точно не в лаптях. До Магнитки строил Сталинградский тракторный завод на берегах Волги. Но Альперт не создавал летопись, а иллюстрировал свои идеальные представления, не ставя во главу угла документальную беспристрастность. Целью Альперта было показать жизненный путь рабочего.
Продолжение следует...
Автор: Елена Лещинская
Фото: Макс Альперт