Найти тему
Сергей Мороз

Автомобиль Урал-375Д

СССР, начало испытаний – 1961 г.

Своими глазами

С.Г. Мороз

Этот выпуск раздела «Своими глазами» посвящен технике автомобильной, причем не сказать чтоб редкой – эту машину еще и на дорогах встретить можно. Однако посмотреть на автомобиль Урал-375Д без сомнения стоит – он свой след в истории нашей страны оставил.

Различные модификации этой машины в базовом грузовом варианте есть во многих музеях, но эту я встретил далеко от Родины – в Военно-историческом музее Абри-Атан (Musee de l’Abri de Hatten) в Эльзасе на востоке Франции. Посвящен он Линии Мажино и сохраненный в первозданном виде каземат этого укрепрайона, в который можно спуститься, является его главной частью, однако там есть еще и несколько открытых площадок с самой разнообразной техникой, никак с этой «Великой китайской стеной по-французски» не связанной. Там есть танки, артиллерия, авиация, ну и конечно автомобили – военные.

Несколько слов о музее.

Он находится довольно далеко от крупных населенных пунктов и добраться туда можно разве что на автомобиле или на местных автобусах, пройдя чуток от ближайшего городка. Музей удобный и просто посмотреть, и фотографировать – но для этого лучше солнечный день, потому что много экспонатов не защищены даже простым навесом, что в прочем в таких местах дело обычное. Зато здесь к большинству выставленных образцов можно подойти с разных сторон.

Снимал я камерой Nikon D3100 и вот что у меня вышло – пойдем и посмотрим на «Урал» на востоке Франции.

Эта конкретная машина принадлежала некогда Национальной народной армии Германской Демократической Республики и стоит в музее с макетом ракеты зенитного комплекса 2К11 «Круг». Вместо грузовой платформы или КУНГа на шасси установлено устройство, похожее на те, что ставятся на транспортных машинах для перевозки ракет, а по бокам есть опоры для устойчивости при погрузке и выгрузке, но относится ли оно к указанному ЗРК не скажу – вряд ли, а музейная табличка предельно лаконична – у той, что у самой машины вообще ничего не написано, а чуть поодаль сказано, что вы сейчас находитесь в «пространстве холодной войны», а это – ее очередное «пугало».

Автомобиль Урал-375Д в Военно-историческом музее Абри-Атан (Musee de l’Abri de Hatten) – 20 июня 2021 г. Фото: С.Г. Мороз
Автомобиль Урал-375Д в Военно-историческом музее Абри-Атан (Musee de l’Abri de Hatten) – 20 июня 2021 г. Фото: С.Г. Мороз

Из популярных источников я узнал, что создан был автомобиль Урал-375 в 1961 г. на Уральском автомобильном заводе в городе Миасс в Челябинской области РСФСР и выпускался там серийно по 1992 г. в ряде модификаций. Основным потребителем их были советские вооруженные силы и армии тех стран, которые в указанное время считались нашими союзниками. Было множество их модификаций не только по назначению и спецоборудованию, но и по ходовой части, например, однако подробно рассказать о них лучше будет специалисту.

В народное хозяйство эти машины в грузовом варианте «Уралы» попадали поначалу лишь «отслужив в армии», но уже к концу 1970-х, а может и раньше гражданские предприятия стали получать их и новыми с завода. Лично мне довелось кататься на них только пассажиром, но знакомые шофера автомобиль дружно хвалили – благо, служили они и работали на нем еще в советское время, когда бензинчик был доступнее. Единственный плохой отзыв – от военного водителя, у которого в 1982-м «закипел радиатор» летом на перевале в Афгане. Ему повезло – встала машина так, что заблокировала единственную в тех местах дорогу, и через пару часов он уже цеплял трос за фаркоп тягача под охраной «чайки» – БТР-70. Таким макаром он добрался до соседнего гарнизона, а машину, хотя та была вполне исправной и «сдала» только из-за невероятной жары в тот день и долгого подъема с грузом снарядов, отправили в Союз для передачи в колхоз, заменив новеньким КАМАЗом.

А что касается проходимости – никто из указанных товарищей не жаловался. В тех местах, где служить довелось мне, «Уралы» ездили там, где остальная колесная техника буксовала, а некоторые считают, что по этому показателю 375-й лучше нового 4320-го.

Автомобиль Урал-375 – полноприводной и отличается хорошей проходимостью. Но кличку свою «обжора» он оправдывал и две канистры с запасом бензина – это не для красоты, а на всякий случай Фото: С.Г. Мороз
Автомобиль Урал-375 – полноприводной и отличается хорошей проходимостью. Но кличку свою «обжора» он оправдывал и две канистры с запасом бензина – это не для красоты, а на всякий случай Фото: С.Г. Мороз

Эта машина и проектировалась как военная, получив соответствующее общее оборудование и будучи приспособлена для установки оборудования дополнительного целевого. Хотя воздух в карбюратор и дальше в мотор поступал через вынесенный вверх по правому борту кабины фильтр, что должно было уменьшить попадание туда пыли и песка с дороги и уменьшить износ мотора, перебирать и ремонтировать его на Урале-375 надо было чаще, чем на других подобных машинах. Но «автомобиль не конь – ему уход нужен», как было сказано на одном плакате, и с другой стороны делался он для войны, причем такой, на которой не все до следующего ремонта доживут.

Посмотрим на Урал-375Д спереди. На месте водителя фара-искатель, «повороты» и основные фары установлены  под «крыльями» передних колес так, чтобы сверху их свечение было меньше видно, а на фары еще и поставлены специальные щелевые насадки. Противотуманные фары стоят просто под бампером. У правой двери антенна коротковолновой радиостанции Фото: С.Г. Мороз
Посмотрим на Урал-375Д спереди. На месте водителя фара-искатель, «повороты» и основные фары установлены под «крыльями» передних колес так, чтобы сверху их свечение было меньше видно, а на фары еще и поставлены специальные щелевые насадки. Противотуманные фары стоят просто под бампером. У правой двери антенна коротковолновой радиостанции Фото: С.Г. Мороз
Объем основного бака автомобиля Урал-375Д – 300 литров, еще 60 л запаса размещается в трех съемных канистрах, топливо – бензин, расход его достигал 40…50 л на 100 км бездорожья. На этой модификации платформа шире обычной, и обозначена катафотами  Фото: С.Г. Мороз
Объем основного бака автомобиля Урал-375Д – 300 литров, еще 60 л запаса размещается в трех съемных канистрах, топливо – бензин, расход его достигал 40…50 л на 100 км бездорожья. На этой модификации платформа шире обычной, и обозначена катафотами Фото: С.Г. Мороз
Увы, этот конкретный экземпляр автомобиля Урал-375Д был передан в Военно-исторический музей Абри-Атан в весьма  изношенном и не совсем комплектном виде и там никак не реставрировался. В частности, отсутствует сзади световое оборудование и брызговики. Но это недостаток, увы обычный не только для этого небольшого музея, но и для многих других Фото: С.Г. Мороз
Увы, этот конкретный экземпляр автомобиля Урал-375Д был передан в Военно-исторический музей Абри-Атан в весьма изношенном и не совсем комплектном виде и там никак не реставрировался. В частности, отсутствует сзади световое оборудование и брызговики. Но это недостаток, увы обычный не только для этого небольшого музея, но и для многих других Фото: С.Г. Мороз
Бросим последний взгляд на Урал-375Д в Военно-историческом музее Абри-Атан с водруженной на нем «чудо-ракетой» (а если это действительно бывшая транспортная машина, то на ней ракеты перевозились не открыто, а в таре). Конечно хотелось бы, чтобы музейные работники когда-нибудь привели его в порядок, но все же приятно было посмотреть так далеко от дома на отечественную технику, с которой связаны определенные воспоминания Фото: С.Г. Мороз
Бросим последний взгляд на Урал-375Д в Военно-историческом музее Абри-Атан с водруженной на нем «чудо-ракетой» (а если это действительно бывшая транспортная машина, то на ней ракеты перевозились не открыто, а в таре). Конечно хотелось бы, чтобы музейные работники когда-нибудь привели его в порядок, но все же приятно было посмотреть так далеко от дома на отечественную технику, с которой связаны определенные воспоминания Фото: С.Г. Мороз

В Военно-исторический музей Абри-Атан мы еще вернемся, чтобы посмотреть другие его экспонаты, а пока можно отдохнуть и вспомнить, что одной лишь возобновившейся холодной войной наш мир к счастью не ограничивается. Покорение космоса – вот куда бы направить неуемную энергию человечества на мирные цели! Но вот парадокс – с окончанием той первой холодной войны и мирная космическая гонка как-то притормозилась… Ну ничего, пусть на Марсе яблони мы все еще не сажаем, но заглядываем все дальше, применяя непрерывно совершенствуемые технические средства. Вот например репортаж на канале Кот-ученый о загадочном Япете – спутнике Сатурна. Приятного космического путешествия!