Руководитель проекта "Старинная игротека" Петр Ершов рассказывает о древнерусских настолках. Четвертая статья цикла посвящена игре, о которой почти ничего не известно, хотя понятно, как в нее играть.
Во время археологических раскопок в Новгороде находят орнаментированные доски и деревянные брусочки, понять предназначение которых удается не сразу. Археолог Андрей Гринев описывает несколько таких досок и полагает, что они связны с настольными играми.
Три доски XI — XIII веков заостренны с одного краю и общим очертанием напоминают судно. На них нанесены прямоугольные поля: три ряда по 13 либо 17 клеток. Гринев полагает, что они напоминают поля для саамской игры сахкку, а форма досок — родственную ей скандинавскую игру дальдоз.
Найденные там же деревянные брусочки Гринев считает игральными костями — точно такие же используются для дальдоза и сахкку. Это вытянутые шестигранники с характерной разметкой. Подобный деревянный брусок, но более поздний, XVI века, был найден в Рязани. Кроме того, похожие бруски, выполненные из кости, находятся в музее судакской крепости (атрибутированы как фишки).
О средневековой истории сахкку и дальдоза почти ничего не известно. Обе относятся к семейству боевых гонок — игр, похожих на нарды, но с выбиванием фишек соперника. Исследователи связывают их происхождение с игрой таб, возникшей, вероятно, в Северной Африке.
Скорее всего, эта или подобная игра проникла на Русь из арабских стран или Византии, изменяясь и адаптируясь под местные условия. О фишках сложно сказать что-то определенное. Возможно, они были плоскими, чтобы их можно было переворачивать, возможно, похожими на те, что используются в современном сахкку.
Как играть в новгородские доски?
Правила игры, скорее всего, были аналогичны дальдозу. Фишки выставлялись в два ряда друг напротив друга, на пересечении линий, затем в зависимости от броска кости фишка начинала движение с «кормы» и двигалась к носу корабля, в зависимости от выпавших значений. Затем она попадала в ряд противника, доходила до края и вновь выходила в средний ряд, уже не возвращаясь в свой. Если фишка наступала на поле, где стоит фишка противника, та снималась с поля и уже в игру не возвращалась. Игра длится до того момента, пока не будет срублена последняя вражеская фишка.
Игра достаточно азартна и динамична. Однако сказать наверняка, как играли древние новгородцы мы сказать не можем. Есть ещё много вопросов. Куда устанавливалась фишка? На пересечение или между двумя линиями? Как на самом деле двигались фишки? С какой стороны начинали ходить? Имелись ли какие-то особые правила, например для дублей? Вопросов очень много и все они, так или иначе, влияют на правила.