Найти в Дзене
А.И. Алёхин

Римский клубок. Узелок 4. Пенитенциарный.

Мы живём в мире оценок. Точнее - наши оценки определяют наше место в мире. Всё, что нас окружает, нам приятно или нет (на уровне ощущения), нужно или не нужно (на уровне восприятия), полезно или вредно (на уровне осознания). Это всё - оценки: эмоциональная, чувственная, рациональная. И в числе всего прочего мы оцениваем самих себя и свои собственные поступки. И когда мы положительно оцениваем самих себя, свои поступки, своё положение в этом мире да и сам этот мир, то испытываем сильнейшее осознанное чувство тотальной гармонии с миром. Мы называем это - счастьем. Не часто, конечно. Но бывает.

Но бывает и так, что мы сделали нечто, чего и сами не можем одобрить. Я, например, частенько вспоминаю, как сидя в деревне на крылечке бездумно и небрежно отбросил в сторону камешек. А он попал в голову курице, которая упала, забилась и померла. Я нечаянно и бесцельно лишил жизни живое существо. До сих пор не могу простить себе этого. Вот это чувство самоосуждения называется раскаяние. По латыни poenitentia. Пенитенция. Это просто чувство такое, весьма личное переживание. Интимная вещь, глубоко индивидуальная, когда человек неприятен сам себе.

Агостино Мелисси. Раскаяние св. Петра.1675.https://i.pinimg.com/736x/91/c5/8c/91c58cfd74ecedc4ae9a916a15146ada.jpg
Агостино Мелисси. Раскаяние св. Петра.1675.https://i.pinimg.com/736x/91/c5/8c/91c58cfd74ecedc4ae9a916a15146ada.jpg

Но - забавная вещь. Вся система преследования, осуждения, наказания людей, преступивших человеческие законы, называется пенитенциарной системой. То есть "раскаивательной". Общество хочет добиться, чтобы преступник судил себя сам, раскаялся. Вся мощь государственных систем и организаций направлена именно на это. В любом обществе, в любой момент истории. Может, оно и достигло этой цели, но как оно об том узнает? Для этого раскаяние должно быть обнародовано, материализовано в произнесённом или написанном слове. Такая материализация раскаяния называется покаянием. Помните, "не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасёшься".

Процесс "публикации" раскаяния называется исповедью. И в пространстве общественного сознания любой эпохи всегда есть какая-то форма исповеди. Священник, выслушав исповедь, прощал вину, но налагал на грешника определённое наказание - епитимью (дополнительный пост, какие-то общественные работы, а то и просто штраф в пользу храма). В средние века в европейской католической церкви возникла практика временной отсрочки от выполнения наказания (по состоянию здоровья грешника, по семейным или финансовым обстоятельствам). Отсрочка давалась в письменном виде как официальный документ и называлась индульгенцией. Она получила широкое распространение. Сначала иногда, а потом всё чаще такая индульгенция стала обозначать не просто отсрочку, а полную отмену епитимьи. А потом стала документом о том, что наказание уже состоялось и грех прощён. Можете представить себе ценность такого документа! Вы священник, а к вам с просьбой об индульгенции обращается феодал, на землях которого находится ваша церковь. Ему и обращаться к вам не придётся. вы сами к нему приедете с такой индульгенцией. И к банкиру. И... сами прикиньте, чьё ещё расположение вы можете приобрести. Уже в 1215 году папа Иннокентий III начинает борьбу со злоупотреблениями епископов. Но к 1343 году сложилась своеобразная теория "накопления святости, которая благодаря деяниям Иисуса Христа и Его учеников, христианских святых привела к такому накоплению благодати, что из него, как из сокровищницы, могут черпать и другие. В 1343 году папа римский Климент VI утвердил это учение, заявив, что хранителем этого сокровища являются наместники апостола Петра, то есть папы римские).

Но 31 октября 1577 года Мартин Лютер отправляет епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцкому свои 95 тезисов против торговли индульгенциями. Начинается Реформация католической церкви.

Парочка интересных дат:

В 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты. 8 декабря 2020 года папа Франциск объявил о специальной индульгенции в связи с пандемией коронавируса COVID-19 всем покаявшимся в течение года

В своё время Пётр I вывез из-за границы некоторые полезные для государства знания и умения. В частности то, что в Европе, священники вели метрические книги, что давало необходимые для государственного управления знания о количественном и структурном составе народонаселения. С 1722 года в России тоже священнослужители вели такие книги, в которых отмечался состав семьи каждого прихожанина, пол, возраст и был ли у причастия и исповеди.

Виктор Арсени. Покаяние. https://semyaivera.ru/wp-content/uploads/2021/07/Pokayanie.jpg
Виктор Арсени. Покаяние. https://semyaivera.ru/wp-content/uploads/2021/07/Pokayanie.jpg

С этого в России начался учёт народонаселения, поскольку государственной религией было христианство. Не крещённые евреи со времён Екатерины II содержались в границах черты оседлости и гражданские права обретали только вместе с крещением. Малые народы (эвенки, хакасы, чукчи) проходили по разряду инородцев и учитывались скопом.

Итак, путь к спасению: раскаяние как отрицательная самооценка грешника, покаяние через исповедь и прощение от бесконечного милосердия церкви. И как-то во всей этой системе не просматривается особая роль специальных пенитенциариев как особого тайного братства, о котором пишет Донато Карризи, определивший в своей римской трилогии на эту роль Маркуса, одного из самых симпатичных своих героев. Тем более, что после встречи с Маркусом отъявленные грешники перестают не только грешить, но и жить. Конечно, метод эффективный, но причём тут раскаяние? Так что никаким пенитенциарием этот замечательный монах не был, и никого к раскаянию он не привёл. Но проблему он поднял интересную.