Bota shqiptare 1. СПб — Скопье — Битола
Путевые заметки участника Ыч-проекта "Bote Squiptare" ("Албанский мир"): Македония - Албания - Македония, 6 - 20 сентября 2021. Автор и руководитель проекта - Путешественник Романыч.
Никита, один из участников этого проекта, написал иллюстрированный отчёт по дням. Я буду репостить его тут, снабжая своими комментариями, выделяя их курсивом. Сразу отмечу, что, хоть это и было моим инициативным проектом, успешно он состоялся в первую очередь потому, что команда у нас собралась слаженная, толковая и хорошо подготовленная. И в первую очередь я благодарен участником проекта. Итак, приступаем к повествованию.
Что такое "Ыч-проект"
- это путешествие в формате РоманЫча и под его управлением. Специфика формата следующая:
- складные велосипеды (для обеспечения транспортной мобильности, чтобы можно было с минимальными заморочками впихнуться в самолёт, автобус или электричку)
- созерцательный режим движения: цель - не "преодолеть побольше километров", а "погрузиться в атмосферу местности" - пообщаться с местными, отведать местных продуктов и напитков, посозерцать. Сам Романыч называет этот формат "диффузными путешествиями", имея в виду диффундирование в окружающую реальность.
- быт типа "цыганщина", без лишней манерности. Ночёвка может оказаться как на берегу красивого озера, так и на обочине шоссе, на набережной посреди города, на крыльце привокзального пакгауза и в тому подобных нетривиальных местах.
- никакого "общака" и прочего коммунизма, участники должны быть способны к самообеспечению
- костры - однозначно нет, фонарики - лучше бы нет, но иногда бывают ситуации...
Маршрут
(см. на Гугл-картах): Скопjе - Драчево - поезд до Битолы - озеро Преспа - (Въезд в Албанию) - Gramsh - Elbasan - Librazhd - Prrenjas - Охридское озеро - Pogradec - (Въезд в Македонию) - Охрид - Дебар - Гостивар - автобус до Скопjе
Наш способ добираться до Шереметьево из Питера (разработан при участии Мастера Логистики Романыча): на велах своим ходом до Обухово, в 15 с чем-то Ласточка “Питер - Москва”, выходим в Зеленограде (он же - Крюково), пересаживаемся на местную элку в сторону Москвы, выходим в Молжаниново, упаковываем велы “по-маленькому”, автобус 851, Шереметьево - прибыли! Уффф! Время - около 22.
Встречаемся с Романычем и Мишей, совершавшими бррр-вояж по Подмосковью (велопрогулки при +8 и дожде - это на любителя)
Мы с Мишей выехали на день раньше. Давно хотелось переплыть на паромчике возле Дубны через водный путь Копенгаген-Астрахань
и взглянуть на торжество инженерной мысли — водный перекрёсток «Дюкер №170» (на фото позади парома), где канал им. Москвы перекинут мостом через реку Сестру.
Переупаковываем велы “по-большому” (для самолёта) и кидаемся поспать сколько получится на балкончике рядом с комнатой Матери и Ребёнка. Посреди сна к нам присоединяется Паша - ему как жителю Москвы добираться проще. Спится неплохо, от объявления до объявления. Нам повезло, объявления не слишком частые - примерно раз в 15 минут, так что к 5 утра можно считать что высыпаемся.
Embraer awaits!
Под крылом самолёта о чём то поёт Македония
Аэропорт Скопье. Собираем велы, потея и фыркая. После наших +8 попасть в +27 - это стресс! В аэропорту переодеваться как-то не тово, поэтому парюсь в походных штанищах, мечтая поскорее сменить их на шорты.
Поехали! После первого теплового шока наступает Кайф! Теплоооо!
Добар ден !
Первое знакомство с местной культурой: магазин "Бардак", "добар ден", пиво "Скопско" (очень даже добрэ!).
Романыч отчитывает Пашу за попытку общаться с продавцами по-английски. У Романыча как у полиглота свои представления на этот счёт: он считает, что общаться с аборигенами предпочтительно на их языке. Инглиш Романыч презирает как средство общения "Дремучих Русских Буржуев".
Это характерная особенность русотуристов: чуть что, сразу пытаться изъясняться на английском, читать любой текст латиницей на английском.
Ну а македонский - так это вообще славянский язык, от русского отличается примерно так же как украинский, так что нечего тут.
Македонский (южнославянский язык) от русского отличается в сторону, прямо противоположную украинскому (западнославянскому). То есть, русский поймёт македонца лучше, чем украинец.
Несколько часов шляемся туда-сюда, пробуем местную шавуху, вытрясаем наличные динары из банкомата (карточку пришлось засовывать в щель - мы от такого отвыкли, было страшновато).
Ко времени прихода поезда подтягиваемся к станции "Драчево". Все кроме Миши совершают роковую ошибку: провозят велы по межпутью по безобидной с виду траве-мураве, нахватав при этом по шесть шипов-колючек на колесо. Миша не поленился проехать по платформе и этой печальной участи избежал.
Поезд оказывается Испытанием! Это два купейных вагона, прицепленных к тепловозу. Велы дальше тамбура не протащить, больше двух велов в один тамбур не влезает, поезд стоит две минуты! Судорожно втискиваемся кто куда, распределяясь по трём тамбурам. Потом приходит кондуктор, начинает что-то объяснять по-македонски. Полиглот Романыч где-то там, в дальнем конце соседнего вагона, поэтому приходится выкручиваться самим. Кое-как понимаем, что "за велы надо доплатить по 177 динаров" и что "сейчас - ладно, а после Велеса велы придётся сложить и упаковать".
В поезде Драчево-Велес
В Велесе пересаживаемся в поезд посовременнее (что-то типа Ласточки, но тоже с тепловозом во главе) - там уже покомфортнее. И едем-едем-едем считай что через всю Македонию. Временами напоминает поездку Джонни Деппа в фильме "Dead Man": люди заходят, едут, выходят, заходят другие люди, а ты всё едешь и едешь...
Информация о движении поездов на сайте Македоских Железниц оказалась туфтой. Как и информация о том, что в Битолу теперь регулярно ходит новенький поезд «Чучжоу», похожий на нашу «Ласточку»
В реальности до Велеса мы ехали на старом двухвагоннике под тепловозом, где уже пересели на Чжучжоу до Битолы.
Ехать в нём было уютно и прикольно: дверь к машинисту в кабину была открыта, можно было смотреть, как поезд ползёт по пробитой в горах жд.
К вечеру прибываем в Битолу и тут-то понимаем все последствия контакта с колючками: все велы кроме мишиного - на ободах! Начинаем клеиться прямо на платформе. Колючки мелкие, видно их плохо, тут уже темнеет, прилетают комары, хочется есть и спать. В общем, развлекуха! Кое-как заклеиваемся (ушло на это часа три) и кидаемся на ночёвку на крыльце какого-то привокзального пакгауза.
Устроились мы там неплохо, плотно поужинали перед сном, отложив велотехнические дела на утро
Продолжение