Продолжаем уточнять аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.
Как мы сейчас увидим, происшествия, которые случаются в мирной обстановке, могут быть вызваны и техническими неисправностями и случайными факторами. При этом даже при выполнении ремонтных и спасательных работ следует быть готовым к нештатным ситуациям.
В 1915 году в состав российского флота вошло, построенное в Петрограде (Путиловская верфь), спасательное судно «Волхов», главным предназначением которого было оказание помощи затонувшим подводным лодкам. На тот момент это было самое совершенное судно в своем классе.
В 1922 году его переименовали в «Коммуну». Оно до сих пор находиться в строю и может поднять со дна почти любую дизельную подводную лодку, созданную не только в начале прошлого века, но и спустя уже почти сто лет.
Для справки: водоизмещение -3100 т, длина - 96 м, ширина- 18,57, осадка - 3,65, высота - 8,4 м. Дальность плавания - 4000 миль. Экипаж (на 1915 год) - 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза.
Спасательное судно создавалось по инициативе российских подводников, упоминается, что предложение подал В.А.Меркушев (командир подводной лодки "Кефаль"). Основным предназначением судна были спасательные и судоподъёмные работы. Однако, к счастью, в русском и российском флоте такие операции не были частым явлением. Но для такого специфического судна нашлась и другая работа.
Так «Волхов» активно использовался для осмотра подводной части подводных лодок. Благодаря главной особенности своей конструкции - судно являлось катамараном - оно без труда справлялось с этой операцией. Лодку, нуждавшуюся в ремонте корпуса, заводили между корпусами спасательного судна, и закрепляли на грузовых гинях. После этого, подводный корабль, в зависимости от водоизмещения, или полностью поднимали из воды, или приподнимали последовательно носовую и кормовую оконечности. Для подготовки к этой операции самой подводной лодке необходимо было только поднырнуть под «Волхов» и всплыть между его корпусами. Именно это для некоторых лодок заканчивалось весьма неприятными последствиями.
Например, для балтийских подводных лодок «Пантера» и «Рысь» (обе лодки тип «Барс»). Летом 1919 года эти субмарины при попытке занять положение между корпусами «Волхова» и при выходе из-под спасательного судна погнули свои перископы. Любой перископ после этого никакому восстановительному ремонту уже не подлежит и требует замены. Их и заменили - куда деваться!
Надо сказать, что для подводной лодки "Рысь" это было первое, но не последнее знакомство со спасательным судном. В июле 1935 года подводная лодка уже как "Б-3" во время учений в Финском заливе была таранена линкором "Марат" и затонула на глубине 52 метра. Погибли 55 человек (экипаж подводной лодки и курсанты). В том же 1935 году корпус подводной лодки был поднят спасательным судном «Коммуна» (так стал называться "Волхов" с декабря 1922 года) и извлечённые из него останки погибших подводников были с воинскими почестями захоронены 4 августа 1935 года в братской могиле на кладбище Кронштадта.
Иногда дело не ограничивалось только перископами, была ещё об одна опасность, с которой рисковали столкнуться подводные лодки, подвешенные на гинях этого спасательного судна. И на тот раз вся вина лежала на самом спасателе. Описанный выше способ осмотра корпуса подводных полок с успехом применялся на протяжении всей службы спасателя.
В мае 1942 года в не совсем обычную для подводных лодок аварию попала балтийская ПЛ «Щ-309» (V-бис-2 серии). Получилось так, что спасательное судно «Коммуна» оказалось виновным в выходе этой субмарины из строя. 28 мая Щ-309 «Дельфин» подняли на гинях спасательного судна «Коммуна» для осмотра подводной части субмарины
Случилось непредвиденное (но вполне вероятное событие), когда носовая часть корпуса лодки была уже поднята из воды, неожиданно лопнуло несколько удерживающих её стропов. Возможно, был неправильно проведен расчет. Остальные стропы выдержали, но из-за резко возросшей на них нагрузки они прорезали корпус субмарины в районе цистерны главного балласта № 2. В районе ЦГБ № 2 и 5 образовались сильные вмятины. В пору было вести речь уже о настоящей спасательной операции. Потребовалось два месяца, что вновь вернуть лодке её былую боеготовность.
Ремонт затянулся, поэтому в следующий боевой поход «Щ-309» вышла только 13 августа в составе второго эшелона подводных лодок. Да и этот поход тоже не задался: на переходе в Кронштадт подводная лодка была обстреляна артиллерией противника, и в районе Петергофского маяка села на мель, с которой снялась своими силами. В ночь на 18 августа в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров «Щ-309» вышла на позицию в Аландское море.
В итоге подводная лодка в 1943 году стала гвардейской, и закончила войну в мае 1945 года в Турку.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червонных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: Галея-Принт", 2003. - 169 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: