Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: Столкновения/38. И спасательное судно может быть опасным

Продолжаем уточнять аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.

Как мы сейчас увидим, происшествия, которые случаются в мирной обстановке, могут быть вызваны и техническими неисправностями и случайными факторами. При этом даже при выполнении ремонтных и спасательных работ следует быть готовым к нештатным ситуациям.

В 1915 году в состав российского флота вошло, пост­роенное в Петрограде (Путиловская верфь), спасательное судно «Волхов», глав­ным предназначением которого было оказание помощи затонувшим подводным лодкам. На тот момент это было са­мое совершенное судно в своем классе.

Спуск на воду судна «Волхов» (Путиловская верфь, 17 ноября 1913 года).
Спуск на воду судна «Волхов» (Путиловская верфь, 17 ноября 1913 года).

В 1922 году его переименовали в «Коммуну». Оно до сих пор находиться в строю и может поднять со дна почти любую дизельную подводную лодку, созданную не только в начале прошлого века, но и спустя уже почти сто лет.

Для справки: водоизмещение -3100 т, длина - 96 м, ширина- 18,57, осадка - 3,65, высота - 8,4 м. Дальность плавания - 4000 миль. Экипаж (на 1915 год) - 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза.

Спасательное судно создавалось по инициативе российских подводников, упоминается, что предложение подал В.А.Меркушев (командир подводной лодки "Кефаль"). Основным предназначением судна были спасательные и судоподъёмные работы. Однако, к счастью, в русском и российском флоте такие операции не были частым явлением. Но для такого специфического судна нашлась и другая работа.

Так «Волхов» активно использовался для осмотра подводной части подводных лодок. Благодаря главной особенности своей конструк­ции - судно являлось катамараном - оно без труда справ­лялось с этой операцией. Лодку, нуждавшуюся в ремонте корпуса, заводили между корпусами спасательного судна, и закрепляли на грузовых гинях. После этого, подводный корабль, в зави­симости от водоизмещения, или полностью поднимали из воды, или приподнимали последовательно носовую и кор­мовую оконечности. Для подготовки к этой операции са­мой подводной лодке необходимо было только поднырнуть под «Вол­хов» и всплыть между его корпусами. Именно это для не­которых лодок заканчивалось весьма неприятными послед­ствиями.

Подводная лодка "Пантера" в 1935 году
Подводная лодка "Пантера" в 1935 году

Например, для балтийских подводных лодок «Пантера» и «Рысь» (обе лодки тип «Барс»). Летом 1919 года эти субмарины при попытке занять положение между корпусами «Волхова» и при выходе из-под спасательного судна погнули свои пе­рископы. Любой перископ после этого никакому восстано­вительному ремонту уже не подлежит и требует замены. Их и заменили - куда деваться!

Спасательное судно "Коммуна" в Севастополе, 2008 год
Спасательное судно "Коммуна" в Севастополе, 2008 год
Надо сказать, что для подводной лодки "Рысь" это было первое, но не последнее знакомство со спасательным судном. В июле 1935 года подводная лодка уже как "Б-3" во время учений в Финском заливе была таранена линкором "Марат" и затонула на глубине 52 метра. Погибли 55 человек (экипаж подводной лодки и курсанты). В том же 1935 году корпус подводной лодки был поднят спасательным судном «Коммуна» (так стал называться "Волхов" с декабря 1922 года) и извлечённые из него останки погибших подводников были с воинскими почестями захоронены 4 августа 1935 года в братской могиле на кладбище Кронштадта.

Иногда дело не ограничивалось только перископами, была ещё об одна опасность, с которой рисковали столкнуться подводные лодки, подвешенные на гинях этого спасательного судна. И на тот раз вся вина лежала на самом спасателе. Описанный выше способ осмотра корпуса подводных полок с успехом применялся на протяжении всей службы спасателя.

В мае 1942 года в не совсем обычную для подводных лодок аварию попала балтийская ПЛ «Щ-309» (V-бис-2 серии). Получилось так, что спасательное судно «Коммуна» оказалось ви­новным в выходе этой субмарины из строя. 28 мая Щ-309 «Дельфин» подняли на гинях спасательного судна «Коммуна» для осмотра подводной части субмарины

Подводная лодка Щ-309 "Дельфин"
Подводная лодка Щ-309 "Дельфин"

Случилось непредвиденное (но вполне вероятное событие), когда носовая часть корпуса лодки была уже поднята из воды, неожидан­но лопнуло несколько удерживающих её стропов. Возможно, был неправильно проведен расчет. Остальные стропы выдержали, но из-за резко возросшей на них нагрузки они прорезали корпус субмарины в районе цистерны глав­ного балласта № 2. В районе ЦГБ № 2 и 5 образовались силь­ные вмятины. В пору было вести речь уже о настоящей спа­сательной операции. Потребовалось два месяца, что вновь вернуть лодке её былую боеготовность.

Повреждение корпуса Щ-309
Повреждение корпуса Щ-309

Ремонт затянулся, поэтому в следующий боевой поход «Щ-309» вышла только 13 августа в составе второго эшелона подводных лодок. Да и этот поход тоже не задался: на переходе в Кронштадт подводная лодка была обстреляна артиллерией противника, и в районе Петергофского маяка села на мель, с которой снялась своими силами. В ночь на 18 августа в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров «Щ-309» вышла на позицию в Аландское море.

Вручение Гвардейского знамени экипажу подводной лодки
Вручение Гвардейского знамени экипажу подводной лодки

В итоге подводная лодка в 1943 году стала гвардейской, и закончила войну в мае 1945 года в Турку.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червонных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: Галея-Принт", 2003. - 169 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: