Не так давно в Петербурге открылся новый и, как говорят его создатели, инновационный Музей христианской культуры. В чем его необычность, с чего лучше начать знакомство с коллекций и будет ли в нем интересно человеку далекому от веры?
Уроки истории
Начнем с того, что религиозную живопись можно воспринимать как отражение истории вне зависимости от степени воцерковленности. Музей христианской культуры – отличный пример того, как идеи христианства трансформировались и воплощались в художественных образах мастеров разных эпох, стран и, в частности, российских регионов.
Коллекция, которая занимает два этажа современного здания, разделена на несколько разделов. Наиболее цельной выглядит коллекция зала, посвященного Николаю Чудотворцу – едва ли не самому популярному святому во всем мире. Здесь можно не только полюбоваться на работу иконописцев, но и тех, кто оформлял их работы в красивое обрамление. Традиционно оклад и киоты были своеобразным подношением святому. Довольно часто их делали из ценных пород дерева и металлов, украшали драгоценными камнями. По этой же причине они нещадно переплавлялись и разбирались на части во времена гонений на церковь в советское время. Почти все иконы в музее предстают перед зрителями уже без обрамления (пытливые умы легко заметят оставшиеся от былой красоты отверстия по бокам). Зал Николая Чудотворца – одно из немногих исключений. Помимо икон здесь также представлены сосуды для миро из итальянского города Бари, где хранятся мощи святителя.
Как на Руси в бога верили?
История христианства в России так же масштабна, как и размеры самой страны. Несмотря на то, что основные постулаты для всех регионов были едины, в каждом из них были свои святые и особенности того, как они изображались.
На втором этаже Музея расположен зал «Небеса в культуре русского севера». Пять больших деревянных икон были привезены из Обонежья и датированы второй половиной XVIII века. Они некогда и составляли небеса – особый тип потолочного перекрытия. Для наглядности в музее даже представлен графический макет храма с такой конструкцией.
«В центре было изображение Христа Вседержителя на голубом фоне, а от него будто бы лучами расходились трапециевидные доски-сектора с ликами святых и ангелов, – говорит Ная Павлова, методист музея, – по неизвестной причине форма наших экспонатов была изменена на более прямоугольную. От икон отрезали большие нижние углы и надставили их на маленькие верхние. Возможно, их хотели показать в виде отдельных икон, а, быть может, так их было проще продать».
На цвет и слух
Во многих случаях единственная возможность увидеть иконы в непосредственной близости – отправиться в храм или церковь. С одной стороны, это дает возможность увидеть их в естественной среде, с другой – у зрителя возникает множество отвлекающих факторов. В Музее христианской культуры почти все экспонаты не защищены дополнительным стеклом, поэтому рассмотреть их можно во всех деталях в непосредственной близости. А некоторые даже «полистать» например, несколько редких священных текстов, страницы которых можно увидеть благодаря сенсорным столам.
Минималистичный интерьер залов, а также специальное подобранное звуковое сопровождение (монашеское пение) и мультимедийные изображения фресок с первых минут погружают зрителей в атмосферу современного музея, в котором религия – естественное продолжение истории, без изучения которой сложно понять события дня сегодняшнего.
(с) редакция Музея христианской культуры
Данный текст предоставил мне для публикации Музей христианской культуры, расположенный по адресу Переулок Лодыгина, дом 5. Я согласился его опубликовать, потому что люблю христианское искусство и уважаю труд тех, кто его показывает и сохраняет. Сам я живу в Екатеринбурге, поэтому вряд ли в ближайшее время смогу посетить музей. Зато у вас есть такая возможность, если вы находитесь в культурной столице или собираетесь ее посетить.
Помимо русских икон 16-20 века в музее есть выставки с раннехристианской и ветхозаветной экспозициями. Если были там - обязательно сообщите в комментариях о своих впечатлениях. Подробности на сайте музея - Музей христианского искусства.