Ученики мне доверяют (я учитель и репетитор), и как-то сразу начинают раскрываться. Поэтому я знаю много нюансов их жизни, иногда очень печальных, от которых всё кипит внутри.
Недавно приняла новую группу пятиклассников после увольнения учителя - два мальчика и две девочки. Группа слабая - молодой учитель особо не напрягал детей, предпочитая отрабатывать материал, играя и развлекаясь. На фоне моих учеников, к которым добавили новеньких, последние явно проигрывали. Мальчишки сразу закомплексовали и закрылись, а девочки освоились и включились в работу.
Поняв, что я не собираюсь их ругать и проявлять пренебрежение или смеяться над их ошибками и незнанием, мальчики тоже потихоньку расслабились и начали учиться по новым правилам. И вот сегодня невинный вопрос "Как дела?" в начале урока, вызвал у одного из них приступ откровения. Никита сказал, что он поживает "VERY good", прям несколько раз повторив слово "очень". Я всегда задаю вопрос " Why are you fine?" (Почему ты хорошо поживаешь?), чтобы побудить детей говориь по-английски. И ответ был неожиданным: "Потому что мой папа уехал в командировку". Вспомнив одну из моих учениц, которая регулярно "поживает плохо", потому что скучает по папе, который уехал в командировку, я спросила, почему Никита рад, ведь обычно дети грустят, когда случается разлука с родителями. Ответ меня потряс: мальчик рад, потому что целых две недели отец не будет его "колотить".
Он рассказал, что живет с папой, мама от них съехала. Когда вечером папа приходит с работы, и они с ним делают уроки, то папа, который "устал после работы", начинает раздражаться, когда мальчик что-то делает не так и бьёт его по голове. "Понимаете, он приходит уставший, а я туплю, вот он и орёт, и колотит меня", - объяснял Никита. Причём он говорил это так обыденно, без эмоций, как будто бы это было привычное дело. Он рассказал, что сейчас на две недели к нему приедет мама, он будет жить с ней, и это будет совсем не так, как с папой.
Я не знаю, что за ситуация в семье, почему ребёнок не живёт с мамой, но явно было видно, что Никита как-бы пытался оправдать отца, объясняя, что папа устал, он после работы, потому и злится. Более того, он как будто давал отцу право на такое поведение, считая себя виноватым в том, что он "тупит".
Вероятно, этот комплекс вины у мальчика исходит от самого отца: часто эмоционально-неустойчивые и агрессивные люди говорят, что в их агрессии виноваты те, кого они обижают, типа "это ты меня довёл". Подростки обычно скрывают подобные случаи, но здесь мальчик, ещё не вошедший в подростковый возраст, явно хотел быть услышанным.
Мне всегда страшно и больно слышать такие откровения. Детей бьют в семьях, и я регулярно слышу такие признания. Но я не знаю, как что-то изменить в этой ситуации. Дети только что пришли ко мне в группу, я понятия не имею, что из себя представляют их родители и не знаю истинное положение дел в семье. С теми родителями, с кем за многие годы работы сложились доверительные отношения, я могу поговорить, и делаю это.
Несколько раз дети срывались на моих уроках из-за перегрузки школьным и дополнительным обучением. И родители действительно сбавляли давление на детей после разговора со мной. А как-то один мальчик мне рассказал, что папа в наказание за забытую дома тетрадь закрыл его на 30 минут на балконе, но когда я поделилась этим с его мамой, она резко оборвала меня, попросив не вмешиваться в их дела.
Как помочь таким детям, что делать, когда ребёнок рассказывает о чём-то подобном, если для многих семей давать оплеухи и срывать злость на детях - норма жизни? Что посоветуете?
Пишите, ставьте "лайки", подписывайтесь - у меня есть чем поделиться!
Также читайте:
- Бить или не бить? Что входит в понятие "воспитание" в России