Хорошо, что у меня есть возможность работать с каждым учеником на разном уровне — на том, на котором он находится. Можно разделить учеников на три уровня:
- Новичок
- Опытный
- Профи
Не только разные уровни — разные подходы
Новичку нужно очень много помогать, внимательно отслеживать, как он продвигается на пути к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям. Осторожно повышать уровень сложности. Постоянно подбадривать, мотивировать.
Опытному человеку нужны уже новые виды практики, более продвинутая информация по теме, ему нужно совершенствовать то, с чем он уже пришёл. И ему нужно давать гораздо больше самостоятельности.
А вот если пришёл профи — всё. Тут нужно обозначить направление, обеспечить ему комфортные условия для работы и отойти в сторону, не мешать. Появляться только тогда, когда нужен. Ему нужны уже по-настоящему экспертные знания, но добудет он их по большому счёту сам. Ему бы ещё, по-хорошему, делиться своими знаниями с другими, обсуждать.
Что новичок, что профи в любом направлении может встретиться и быть любого возраста и пола. И как правило, в одной группе присутствуют две или три группы. И в этих группах можно выделить ещё подгруппы. А ещё у всех разная мотивация присутствовать на занятии!
Как в классах по 30 человек успевать это всё?
Да никак не успевать, если учитель один. В группе из 12 человек уже тяжеловато, если честно. По крайней мере, если речь идёт о детях, хотя! У взрослых свои заморочки. Тоже приходится иногда попотеть.
Очень странно слышать было от одной молодой учительницы, что она не хочет работать в частной школе. потому что там в классе 10 человек. Вот когда 30 — это да! Может, просто совсем молодая и полная сил ещё? :-)
Можно пробовать ставить несколько преподавателей на класс, использовать помощников. Да вот тех же профи-учеников, если они есть и не против. Но я чем дальше, тем больше понимаю, что нет — работа один на один, работа с группой из 6-10 человек — вот это комфортно и процессы можно хорошо выстроить.