Найти в Дзене
Время Романовых

Пожары в Петербурге 1736 и 1737 годов.

1736 и 1737 годы для Петербурга стали по-настоящему несчастливыми: один за другим по городу прошлись чередой пожары, вызванные разными обстоятельствами. Для жителей столицы, да и всей страны, это стало великим потрясением. Ещё молодой к тому времени город с трудом оправлялся от последствий стихии, а как именно развивались события мы посмотрим сейчас внимательнее.

24 июня 1736 года пожаром были уничтожены здания на Дворцовой набережной, Миллионной улице и набережной Мойки. Начался он со здания Мытного двора от неосторожности прислуги персидского посла Ахмед-хана. Слуги просто курили во дворе, но искра попала на лежащее рядом сено, и через полчаса горело уже все здание. Дальше огонь перекинулся на соседние дома.

Почти полностью были уничтожены строения Малой Морской и Большой Морской улиц. В числе прочих сгорел каменный Гостиный двор.

Все постройки хоть и были деревянными, но, как правило, они были небольшими, невысокими. Все «технические» строения - службы, склады, амбары и торговые здания строились на расстоянии от жилья. Когда начиналась беда, то, по свидетельствам очевидцев, хватало лишь сломать ближайшие постройки, и движение огня было остановлено.

Продолжался пожар на протяжении 8 часов и сгорело за это время почти 100 домов.

Последствием произошедшего стало издание указа от 18-го сен­тября 1736 года о постройке в этой местности каменных домов с обязательными 5 саженными разрывами, а также последовало подтвер­ждение указа об устройстве при всех домах колод­цев.

-2

Но уже очень скоро случился другой большой пожар, только на этот раз он был не случайностью, а вполне себе умышленным поджогом. Огонь вспыхнул 24 июня 1737 года сразу в двух местах и бушевал от истока Мойки до Зеленого моста.

Сгорело больше тысячи домов, в их числе оказался и Почтовый двор на северо-западной окраине Марсова поля. Пострадало несколько сотен людей.

Еще 6 июня рядом с дворцом Елизаветы Петровны в соседнем доме на крыше был найден горшок с легковоспламеняющимися веществами, так что то, что причиной стал поджог, поняли моментально. Для определения лиц, участвовавших в нем, весь город был поделен на несколько частей, затем в каждой части была произведена обязательная и тщательная перепись всех жителей. В течение трех дней злоумышленники были найдены и публично сожжены на «месте преступления», а всем погорельцам бесплатно выделены конфискованные или казенные дома для проживания.

-3

После двух пожаров из 520 домов в этой части города сохранились 173.

Все произошедшее заставило градоначальников изменить планировку города. Тогда, например, было положено начало нынешней Садовой улицы. Именно пожары 1737 года привели к тому, что в Петербурге образовалось административное разделение города на пять районов и впервые официально были определены названия самих улиц.

Была учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», члены которой занимались сличением планов существующих построек и составлением планов города. Был подтвержден запрет на строительство деревянных домов.

Это были, конечно же, далеко не последние пожары, с которыми ещё предстояло столкнуться городу. Однако 1736 и 1737 годы сильно повлияли на Петербург и забывать про них не стоит.