Из воспоминаний М. Медникова:
В 1938-39 годах наша семья жила на Кузнецкой улице возле Баториева пролома. В то время вдоль стены Окольного города с наружной стороны от остатков бывшей Свинорской башни в сторону Советской улицы были разрыты несколько входов в подземелье.
Все мальчишки поголовно были заражены желанием в них проникнуть. Ребята постарше заготовляли факелы, веревки, спички и пробовали спуститься вниз. Некоторым это удавалось.
Сколько разговоров после этого было, что только они не сочиняли, какие страсти не рассказывали, а малышня слушала их с раскрытыми ртами.
Да, псковские подземелья всегда были окутаны романтикой и легендами. В народе ходили самые невероятные рассказы о подземных ходах. Куда те только не вели, чуть не до Печорского монастыря. Долгое время они не привлекали внимания любителей старины, не проводились их обследования.
Вопрос о подземельях
подняли на первых заседаниях псковской Археологической комиссии. Так на втором ее заседании 18 октября 1872 года член-секретарь комиссии К. Г. Евлентьев рассказал анекдотический случай с горе-археологами:
Компания любопытных проникла в подземный ход и встретила преграду – ржавую железную кованую дверь, которая, однако, уступила дружным усилиям осаждающих. За дверью оказался винный погреб. "Археологи" обрадовались такому неожиданному открытию и давай угощаться. Часть вина была выпита, другое разлито, немало было взято с собою.
Последствием была жалоба виноторговца на разграбление его погреба неизвестными людьми.
Говорилось и о том, что подземелья Пскова служат убежищем летучих мышей и воришек, что полиция, обыскивая подземные ходы, находит в них украденные вещи.
На четвертом заседании Археологической комиссии
5 июня 1877 года была принята резолюция об организации экспедиции по изучению подземелий. Члены Археологической комиссии во главе с ее секретарем К. Г. Евлентьевым решили провести разведку входа в подземелье. Между Великолуцкими воротами и Свинорской башней они отыскали каменный дугообразный вход, уходящий под землю.
Спустившись в подземелье, исследователи попали в каменную галерею, ведущую в сторону Алексеевской слободы (ниже в сторону Советской улицы). Зажгли огни и приступили к осмотру галереи. Высота галереи около 2,5 метра, ширина – 1,8 метра. По ней могли свободно передвигаться два человека.
Сооружена она вся из дикого камня-плитняка. Постройка довольно прочная, кое-где видны остатки деревянной обшивки. На своде местами образовались сталактиты. Метров через 25 галерею пересекла под прямым углом другая, вход в которую был завален землей.
Подземный коридор шел под уклон, поворачивая влево под площадь города. Метров через 75 дорогу преградили вода и грязь, которая доходила до колена, что затруднило дальнейшее продвижение.
Затем было предпринято еще несколько попыток обследования подземелий. Преодолев преграды из грязи, исследователи наткнулись на завалы и обрушившийся свод. На этом закончилось путешествие под землей, однако обследование и осмотр стен и башен был продолжены.
Подземные галереи –
это оборонные сооружения, проходившие за крепостными стенами Окольного города и Запсковья и называвшиеся "слухами".
Пскову часто приходилось оборонять город от нападения противника и выдерживать осады. Особенно длительной была осада при нападении на Псков в 1581 году польского короля Стефана Батория.
"Слухи" при осадах использовались для прослушивания и пресечения попыток противника совершить подкоп под стены и башни и взорвать их. В этих подземных галереях дежурили защитники города и в случае обнаружения попыток подкопа вели встречный, уничтожая подкоп противника взрывом. В научном обороте "слухи" называют еще подземными контрминными галереями.
Имелись сведения и об иных подземных ходах. Например, из Покровской башни был сооружен подземный ход к реке Великой, вероятно, для доступа к воде во время осад города, а народная легенда продолжает этот ход под Великую вплоть до Мирожского монастыря.
О Поганкиных палатах
в работе К. Г. Евлентьева говорится в связи с обнаруженным подземным ходом с каменной кладкой от крепостных стен возле Сокольей башни к Поганкиным палатам.
Однако, исследование, предпринятое в 20-х годах прошлого века директором музея А. К. Ямсоном, показало, что вообще никакого подземного хода из Поганкиных палат не было. Да и зачем было соединять подклети палат, в которых хранились ценности, со "слухами", находящимися в распоряжении посторонних для Поганкина людей.
Великие князья
Сергей и Павел Александровичи, Константин и Дмитрий Константиновичи в июле 1878 года посетили Псков в сопровождении знаменитого археолога А. С. Уварова и профессора русской истории К. Бестужева-Рюмина.
9 июля они знакомились с достопримечательностями Пскова, осмотрели Довмонтов город, Владычные палаты, Мирожский монастырь и другие псковские древности.
По Успенской улице (ныне Калинина) Великие князья направились к пролому Стефана Батория, здесь спустились в подземный ход и прошли по нему до вязкого грунта. Все время пребывания князей в Пскове кроме официальных лиц их сопровождал известный псковский краевед-историк И. И. Василев. За прекрасные пояснения по псковским древностям он был награжден Великими князьями золотым перстнем, украшенным брилллиантом с вензелем.
Загадочная находка
была сделана при сооружении набережной реки Великой в 1852 году. При разборке обветшалой стены у Георгиевских ворот для увеличения проезда в этом месте в стене в замурованном склепе был найден дубовый г*об, который был вскрыт в присутствии губернатора.
В г*обу оказались останки п*койника, завернутые в с*ван. Останки до того истлели, что достаточно было легкого дуновения ветерка, чтобы развеять их. Склеп был исправлен, находка снова была поставлена на место. Этот склеп с убежищем неизвестного находится напротив Георгиевской церкви в стене у самого спуска к реке Великой. Возможно, это были останки Ивана–псковского затворника, прожившего в стене 22 года. О нем упоминается в Псковской летописи.
* – маскировала "проблемные" слова. Прошу извинить)))
Кроме того
Директор Псковского археологического центра Елена Яковлева рассказала в 2010 году, что:
В этом году подземные ходы были изучены от Покровской башни до пересечения с улицей Калинина. Основная галерея проходит под стеной Окольного города, но в некоторых местах «петляет», выходит за пределы стены, что позволяет предположить: «трасса» стены была другой, чем мы видим её сегодня.
Также в этом и прошлом году археологи в районе Великих ворот открыли две каморы (камеры) для ведения огня по пехоте противника, в одной из которых был ход, который мог использоваться и для вылазок за пределы крепости.
Возможно, скоро псковичи и гости города сами смогут совершать путешествие в историю под землёй – когда ходы музеефицируют. Во всяком случае, открывали их с этой целью.
Использован материал М. Медникова
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.