Найти тему
Филиал Карамзина

Сколько стоили крепостные в России

Оглавление

Торговля людьми в России до середины XIX века не запрещалась. Более того, это было нормальным явлением, бывшим в рамках законодательства, и называлось крепостным правом. Считалось, что купля-продажа крепостных крестьян в России существовала всегда, и в 1861-м, после официальной отмены, практиковалась достаточно длительное время. Лишь отдельные, просвещенные люди России продажу «душ» считали позорным явлением, высказываясь по этому поводу в своих произведениях. А для остальных все было в порядке вещей.

Крепостное право в России отменили лишь в 1861 году
Крепостное право в России отменили лишь в 1861 году

Как холопы стали крестьянами

Изначально на Руси появилось понятие «холоп». Это, проще говоря, слуга. Холопов всегда, начиная с самых давних времен, продавали и покупали. Они жили в барских домах, при дворе, прислуживая хозяевам: дворянам, боярам. Часто холопов называли дворовыми. Многие крестьяне сами шли в холопы, тем самым ставя себя в полностью зависимое положение от барина, но взамен этого не уплачивая податей.

По законам тех лет крестьянское сословие, в которое входили смерды и закупы, обеспечивало себя самостоятельно, работая в полях, ведя хозяйство, живя отдельно от барина и платя подати. Иногда крестьяне ездили на заработки в города, занимались ремесленным производством или поступали на службу в барские дома. К XVI веку началось закрепощение крестьянства, а холопство начиная с XVII века стали ограничивать. Появились законы о том, что крестьяне, жившие в одном месте, не могли сами переходить в города или идти к другим владельцам, чтобы служить у них в качестве холопов. Но хозяин мог их продавать.

В XVII веке холопы стали крепостными
В XVII веке холопы стали крепостными

С владельцев, у которых был штат холопов, государство стало взимать подати за каждую «душу». И тогда-то начался процесс закабаления: хозяевам оказалось не выгодно держать всех слуг, и они стали «сажать» последних на землю. То есть прикреплять к определенному наделу, чтобы те не только служили в доме, но и обрабатывали свои клочки земли и платили подати. По сути, холопы стали крестьянами.

Кадр из фильма "Вольная грамота"
Кадр из фильма "Вольная грамота"

Порядок купли-продажи человека на Руси

Таким образом, уже к концу XVII века холопство полностью исчезло, как отдельное сословие, растворившись в крестьянстве. Но изменилось и правовое положение самих крестьян. Они стали равны холопам. С тех пор можно было запросто продавать и покупать крестьянские «души». А с XVIII века начался полный произвол: могли продать мужа в одно имение, а жену – в другое, обменять, заложить, проиграть в карты. И это стало самым обычным делом к началу XIX века.

В первой половине XIX века купля-продажа крестьян была обычном делом
В первой половине XIX века купля-продажа крестьян была обычном делом

Периодические издания тех времен пестрили объявлениями о продаже людей. Можно было найти крепостного по своему вкусу. Тексты составлялись примерно такие же, как сейчас, когда люди продают автомобили или домашних животных. Например: «Продаются муж и жена, обоим по 30 лет, хорошего поведения, а с ними коза дойная», или «Продается кучер умелый, 40 лет, с телегою и лошадью».

Стоимость обычного крестьянина оценивалась в 5-6 рублей за штуку. Если крепостной имел какие-либо особые навыки или умел, допустим, хорошо стричь, брить, то оценивался дороже. Выше ценились молодые девушки, которых приобретали в качестве горничных – цена одной «души» была в 50-60 рублей. В истории сохранились документы о продаже крепостной актрисы. Эта женщина оценивалась в целое состояние – 5000 рублей.

Но чаще всего шла торговля дворовыми людьми, которые нужны были для обработки земли, ведения хозяйства, услужения в барских домах. Крестьян обычно продавали вместе с прикрепленными к ним наделами. Чаще всего на продажу выставлялись не отдельные люди, а села, деревни. При этом каждый человек, живший там и прикрепленный к земле, учитывался подушно. Например, «продается деревня Сысоево с 334 душами». При этом все «души» - взрослые мужчины, и каждую душу оценивали примерно в 70-120 рублей.

Продажа целых деревень тоже была обычным делом
Продажа целых деревень тоже была обычным делом

За женщин и детей податей не платили, поэтому они не учитывались при продаже. Но это относилось только к не дворовым крестьянкам. За дворовых женщин были отдельные расценки. Еще существовала отдельная категория крестьян «на вывод»: их покупали и переселяли в другие деревни. Помещик, который приобретал таких крепостных, сам оплачивал издержки и риски по их переселению в свои земли.

Продажа с торгов на рабовладельческом рынке

Существовали на Руси и невольничьи рынки, а с ними те посредники, кто не считал зазорным получать выгоду от продажи людей в самое настоящее рабство. Помещики, нуждавшиеся в деньгах, или просто хотевшие получить хороший барыш, обращались к таким вот перекупщикам.

В XVIII - начале XIX века ежегодно проходила Урюпинская ярмарка, где существовал подобный невольничий рынок. По свидетельству историка М. Пыляева, на этом рынке всеми делами заведовали армяне, скупая юношей и девушек для перепродажи на турецких невольничьих базарах.

Урюпинская ярмарка "славилась" своей нелегальной торговлей человеческими "душами"
Урюпинская ярмарка "славилась" своей нелегальной торговлей человеческими "душами"

Конечно, эта торговля была неофициальной, но вполне логично предположить, что царская администрация была в курсе, получая хорошие «откупы». Большой навар с продаж в басурманские страны имели и сами помещики: здоровых и молодых людей можно было продать армянам в несколько раз дороже, чем продавая их соотечественникам.

Цари только мечтали об улучшении жизни крестьян

А что же правительство? Иногда проскальзывали «желания» царей и императоров об отмене крепостного права. Но на деле они оставались только мечтой. Или же, как например, указ Павла I «о трехдневной барщине», который на бумаге был, а на деле почти не исполнялся.

Более того, людей эксплуатировали, не оставляя им ни единого выходного весь месяц – такие крестьяне назывались «месячниками». Помещики просто отнимали у крестьян их наделы и заставляли работать на себя, получая нищенский паек из барских запасов. «Месячники» уже ничем не отличались от безвольных рабов на плантациях, становились совершенно бесправными людьми, ни имеющими ничего в собственности.

На практике барщина была тяжелой повинностью для крестьян
На практике барщина была тяжелой повинностью для крестьян

Очень жалел простой народ Александр I, всю свою жизнь мечтая об отмене крепостного права, но так и не предприняв ничего серьезного в этом направлении. Он видел, что система уже «закоренела» и не знал, как к ней подступиться. Предпринятые им меры были больше для того, чтобы сгладить ситуацию в России в глазах европейского общества. Например, Александр I запретил печатать в газетах объявления о продаже крепостных.

Хитрые помещики нашли выход, и продолжали «рекламировать товар» в печатных изданиях, заменив слово «продажа» «арендой» или «сдачей в наём», а заинтересованные лица прекрасно понимали, что имеется в виду. И взаимную договоренность, без обращения в газеты, никто не отменял: помещики, знавшие друг друга, по-прежнему бойко торговали своими людьми.

Запрет продажи в розницу, только оптом

Хуже того, в 1833 году появился «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный во время правления Николая I, который юридически закреплял бесправие крестьянского сословия. Там помещик становился хозяином всего крестьянского имущества, в том числе и того, которое семьи наживали сами. Барин мог решать, кому и когда жениться, с кем жить, запрещать браки, отнимать детей, наказывать своих крепостных. Правда, в 1841 году Николай запретил продажу людей, но все-таки было исключение: разрешалось продавать и покупать целые села.

По официальным данным, к концу правления Николая I доля крепостных крестьян в стране сократилась до 40% от численности населения. Но помещики не хотели отменять крепостничество, несмотря на то что в правительство было создано порядка десяти разных комиссий, решающих вопрос упразднения бесправия крестьян.

"Освобождение крестьян". Картина Бориса Кустодиева, 1907 г
"Освобождение крестьян". Картина Бориса Кустодиева, 1907 г

Только при Александре II вышел Манифест об отмене крепостного права – величайший прорыв в России за несколько веков ее существования. Конечно, после появления Манифеста не произошло одномоментного освобождения крестьян, просто они перестали называться крепостными. А положение, по сути, оставалось прежним еще несколько десятилетий. По свидетельствам историков, крестьян стали называть «обязанными», а пороть и наказывать – даже больше, чем раньше.

Официально крестьяне считались свободными, но ходили на барщину, платили оброк. Вплоть до 1906 года «свободные» на бумаге люди не могли уходить со своего участка земли. И многие верили, что реформа – «не настоящая воля царя, а так…». То есть, люди думали, что даже если император дал свободу крестьянам, то все равно помещики и чиновники ее подменили, и истолковывают по-своему. Тем не менее, этот указ был тем толчком, который создал условия для постепенного ухода от крепостничества.

Пока сам себя не выкупишь – останешься крепостным

А что с торговлей людьми? Она сменилась на выкуп земли. То есть, с 1861 года продавали землю вместе с человеком. Например, в нечерноземной полосе России рыночная стоимость надела земли была чуть ли не в 2.2 раза ниже ее выкупной цены. Такая разница связывалась с тем, что с землей в придачу шла крестьянская семья или целая деревня.

За землю "освобожденным" крестьянам пришлось заплатить сполна
За землю "освобожденным" крестьянам пришлось заплатить сполна

Семьям предлагали выкупить самих себя – то есть уплатить помещику стоимость надела, как правило, неимоверно завышенную. Часто нужной суммы у бедных людей не оказывалось, семья оставалась в прежнем, крепостном положении и батрачила, пока не случится чуда. Или предлагался вариант «кредита» - крестьяне получали землю, но должны были в течение многих лет выплачивать ее стоимость и проценты, которые в итоге обходились чуть ли не в 6 раз выше рыночной цены надела. Кроме того, за землю все равно платилась барщина и оброк. После 1881 года выкуп стал обязательным, и отказаться от него у крестьян не было возможности.

А еще появились «отрезки» земли, ставившие крестьян в совершенно невыгодное положение. Помещик сам определял, какая земля будет у крестьянина, и часто делил ее так, что между отдельными участками оставались куски помещичьей земли, обойти которые было невозможно. И за «пользование» этими кусочками (ведь надо было как-то пройти от дома, к примеру, к полю или в огород) крестьяне платили дополнительную плату. В те времена многие жаловались, что уж лучше бы осталось крепостное право и торговля людьми – тогда хотя бы у крепостных был маленький шанс попасть к более лояльному помещику.