Есть такой автор учебника бизнес-английского In Company — Mark Powell. Несколько лет назад я впервые услышала от него идею преподавания английского not just in case, but just in time (по аналогии с той самой системой тойоты JIT). Идея того, что тебе дается тот материал/знание/навык и пр. именно тогда, когда тебе это нужно. Я обожаю эту идею до сих пор, и вот мне тут Дуолингво напомнил про неё опять, но с другого ракурса.
Часто обучение грамматике сводится к тому, что выбирается либо индуктивный либо дедуктивный способ, то есть 1) ученик посмотрел на паттерны и вывел правила и 2) учитель просто рассказал правила ученику соответственно. Чуть реже используется test teach test, когда ученик что-то делает, потом проверяет свои "гипотезы" через правило, еще раз что-то делает. Очень похоже и на идею пре-тестинга, я писала немножко про это.
Дуо взял второй вариант, наложил это на концепцию just in time, и назвал это smart tips. Дело в том, что они на данных увидели, что теорию по грамматике никто не читает, никто не открывает, а если они каким-то образом "заставляли" правило читать, то пользователи переставали пользоваться приложением. Почему это проблема? Словили много жалоб на то, что Дуо помогает учить слова, но не помогает с грамматикой.
Поэтому они сформулировали запустили гипотезу о том, что правило можно давать только на те вещи, в которых ученики совершают ошибки. Задизайнили АБ тест, запустили, показали успешность сильно упавшей долей ошибок в языке. Еще это стало походить на развернутый фидбек (кстати, он еще и интерактивный, можно глянуть в статье здесь, тут варианты, проверяющие понимание), а не только бинарное правильнонеправильно. Не поняла из презентации, правда, решили ли проблему жалобы на недостаток грамматики, но в статье выше пишут, что предложенное решение прям "залайкали".
Напомнило мне это всё подход Dogme ELT, где преподаватель реагирует на то, что происходит в течение урока, нежели подготавливает какой-то строгий план-контент и сначала учит ему. Разве что в данном случае разработчики Дуо научают приложение теперь так реагировать на какие-то действия (пока что ошибочные, человек может предложить более широкий спектр реакций + на не обязательно что-то, что нужно корректировать). А вообще из презентации заметно, как системно и поступательно Дуо стремится к тому, чтобы предлагать teacher-free решения для образования (они пока что не говорят о полной замене учителя, в видеопрезентации прям подчеркивают, что не хотят заменять, но у них глобальная цель — доступность обучения языкам всем).
Я вообще люблю за Дуо прям наблюдать как за продуктом. Мне нравится то, какие они сфокусированные. Как сказала моя коллега: "такое ощущение, что у них есть стратегия на годы вперед и они ей упорно следуют". Что похоже на правду, если почитать статью () про то, как они строят работу с АБ тестами, как приоритизируют гипотезы, как принимают решения. При этом можно бесконечно спорить про то, приводит ли приложение к каким-то существенным результатам (вот например недавний опрос одного канала в Youtube показал, что многие считают, что продукт overrated — скрин ниже), но компания и вправду запускает значительные изменения в мире и образовании, и есть стойкое ощущение, что они сами от этого кайфуют.