В ноябре 2021 года минуло сто три года со дня окончания первой мировой войны, одной из самых кровопролитный войн на планете Земля, где наиболее ярко, полно и красочно раскрылась роль флота в окончательной победе сил Антанты над странами центрально-европейских держав.
Период с 1919 по 1939 гг стал одним из важнейших этапов в истории морской политики Великобритании, а следовательно и в мировой морской политике. Так как в те времена все самое сильное, красивое и эффективное на флоте продолжало быть сосредоточено в одном флоте этой страны. За эти два десятилетия морские вооружения и вся структура британских военно-морских сил претерпели стремительные изменения, особенно это проявилось в период военно-морских действий во второй мировой войне. Началом эпохи перемен отмечено появлением второй «могущественной» морской державы – США и нового «морского хищника» - Японской империи ознаменовавших собой приход нового мирового порядка, где главной действующей силой становятся не старые империи, а новые морские страны, что повлекло за собой кардинальные изменения в мировом порядке.
США вышла из Первой мировой войны ведущей промышленной державой мира. Имея в 1920 году всего 6% мирового населения, они сосредоточили в своих руках 66% мировой добычи нефти, 60% меди, 60% алюминия, 50% угля, 20% добычи золота, 85% производства автомобилей. Суммарная задолженность европейских стран США составляла 11,6 млрд. долл., в том числе Великобритания — 4,7 млрд., Франция — 3,8 млрд., Италия — 1,9 млрд. Возросшая экономическая мощь США требовала расширения политического влияния этой державы.
Кроме США только Великобритания могла претендовать на статус державы мирового значения. Соперничество между этими двумя государствами стало основным узлом международных противоречий. Другим серьёзным соперником США была Япония. В 1914—1918 годах, когда внимание ведущих держав было отвлечено войной, Япония последовательно укрепляла свои позиции на Дальнем Востоке. Путём экономического и военного давления она постепенно превращала Китай в японскую колонию. Ситуацию осложняло то, что Япония и Англия были связаны союзным договором, срок которого истекал в 1921 году.
В то же время существовали точки соприкосновения интересов Великобритании и США. США нуждались в посредничестве Англии в международной торговле. В интересах обеих стран было не допустить усиления Франции в Европе и Японии на Дальнем Востоке.
Разворачивающаяся гонка вооружений неизбежно должна была привести к военному конфликту на Дальнем Востоке. Для США такое развитие событий было опасно, так как Англия, связанная с Японией договором, могла вступить в конфликт на её стороне.
Не меньшие проблемы вызывала гонка морских вооружений в разорённой войной Европе. Великобритания, построившая в 1914—1918 годах огромный флот быстро устаревающих дредноутов, вынуждена была тратить значительные средства на его содержание и одновременно строить новые корабли.
Таким образом, в интересах большинства ведущих стран мира было установить определённые устраивающие всех ограничения в области морских вооружений. Поэтому пришедший к власти в марте 1920 года президент Уоррен Дж. Гардинг предложил главам ведущих морских держав созвать конференцию по разоружению, которую планировалось провести в Вашингтоне. Конференция началась 12 ноября 1921 года.
По вопросу об ограничении линейных флотов - в результате дискуссии стороны пришли к соглашению. Япония получила право достроить линкор «Мицу», США — «Колорадо» и «Зап. Вирджинию», Британия — построить два новых линкора с учётом ограничений по водоизмещению и калибру орудий. Взамен Япония дополнительно утилизировала 1 корабль, США — 2, а Британия по вступлении в строй новых кораблей — 4. Договор накладывал следующие ограничения на тоннаж капитальных кораблей, находящихся во флотах договаривающихся сторон: Договаривающимся сторонам запрещается строить капитальные корабли со стандартным водоизмещением более 35 000 т и с орудиями калибра более 406 мм. Ограничения не касаются уже построенных линкоров и линейных крейсеров с водоизмещением свыше 35 000 т.
В договоре приведены списки капитальных кораблей, которые каждая из договаривающихся стран имеет права оставить в строю. Остальные корабли подлежат утилизации, за возможным исключением двух, которые можно перестроить в авианосцы.
Никакие другие боевые корабли, кроме капитальных кораблей и авианосцев, не могут иметь стандартное водоизмещение более 10 000 т. На транспортные и вспомогательные корабли это ограничение не распространяется. Никакие другие корабли и суда, кроме капитальных кораблей, не могут нести орудия калибром более 203 мм.
Договор закрепил реальное соотношение сил в морских вооружениях, достигнутое к началу 1920-х годов. США признавалась, наряду с Великобританией, ведущей морской державой мира. Великобритания была вынуждена отказаться от принципа «двух флотов», согласно которому флот Англии должен превосходить суммарный флот двух следующих за ней морских держав. Согласно договору флот ведущих морских держав должен был быть по суммарному тоннажу в пропорции 5(Великобритания):5(США):3(Япония):1,75(Франция):1,75(Италия), т.е. Великобритания и США имели равные флоты. Договор, однако, не ограничивал крейсерские и подводные силы.
Лондонский военно-морской договор 1930 года, официально именуемый Договором об ограничении и сокращении военно-морских вооружений, был заключён между Великобританией, Японией, Францией, Италией и США 22 апреля 1930 года. Стал дальнейшим развитием Вашингтонского военно-морского договора 1922 года, регулировал численность, суммарный тоннаж и характеристики подводных лодок, крейсеров и эсминцев, а также вводил ограничения на военно-морское судостроение.
В договоре были введены ограничения на крейсерские силы, при этом фактически были введены два подкласса крейсеров, тяжёлые и лёгкие. Разделение по классам производилось по калибру орудий, свыше 155 мм и менее 155 мм соответственно. США получили возможность построить увеличенное число тяжёлых крейсеров, а Великобритании лёгких, что было взаимовыгодным решением. Число лёгких крейсеров ограничивалось не количественно, как тяжёлых, а по суммарному тоннажу.
Вашингтонская конференция определила ход истории военного кораблестроения на четверть века и имела для него самые пагубные последствия. Договоры ограничили строительство новых линкоров, но не смог остановить прогресс в кораблестроении.
За все время вашингтонской паузы были построены только два линкора — английские «Нельсон» и «Родней» (35 000 т, длина — 216,4 м, ширина — 32,3 м, 23 узла; бронирование: пояс — 356 мм, башни — 406 мм, рубка — 330 мм, палуба — 76–160 мм, девять 406-мм, двенадцать 152-мм и шесть 120-мм пушек). По Вашингтонскому договору Британии удалось выторговать себе некоторое преимущество: она сохранила возможность построить два новых корабля. Конструкторам пришлось поломать голову, как вместить максимум боевых возможностей в корабль водоизмещением 35 000 тонн.
В первую очередь отказались от высокой скорости. Но одного ограничения веса двигателя оказалось мало, поэтому англичане пошли на коренное изменение компоновки, расположив всю артиллерию главного калибра в носовой части. Такое расположение позволило заметно сократить длину броневой цитадели, зато она получилась очень мощной. Кроме того, 356-мм плиты помещались с наклоном 22 градуса вовнутрь корпуса и были перенесены под наружную обшивку. Наклон резко увеличил сопротивляемость брони при больших углах падения снаряда, что имеет место при стрельбе с большого расстояния. Внешняя обшивка срывала со снаряда «макаровский» наконечник. Цитадель закрывалась толстой броневой палубой. С носа и кормы установили 229-мм траверсы. Зато вне цитадели линкор оставался практически незащищенным — классический образец системы «всё или ничего».
«Нельсон» не мог вести огонь главным калибром прямо по корме, но необстреливаемый сектор ограничивался 30 градусами. Носовые углы почти не прикрывались противоминной артиллерией, ибо
все шесть двухорудийных башен с 152-мм пушками занимали кормовую оконечность. Механическая установка перекочевала ближе к корме. Все управление кораблем сосредоточили в высокой башнеподобной надстройке — еще одно новшество. Последние классические дредноуты «Нельсон» и «Родней» заложили в 1922 году, спустили на воду в 1925-м, а ввели в строй в 1927-м.
Английские конструкторы были единственными, кто достаточно строго соблюдал договор и принял на своих линкорах нового поколения 356-мм калибр. Поэтому их корабли оказались, пожалуй, самыми слабыми, что для флота бывшей Владычицы морей было совсем непривычно.
В 1937 году в Великобритании были заложены пять линейных кораблей типа ≪Кинг Джордж V≫ (35 000 т, длина — 227 м, ширина — 31,4 м, 28 узлов; бронирование: главный пояс в середине — 381 мм, в носовой части и корме — 140 мм, башни и барбеты — 406 мм, палуба — 127–152 мм, десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, семьдесят два 40-мм зенитных автомата). Первоначально линкор хотели вооружить двенадцатью 356-мм пушками в трех четырехорудийных башнях — двух в носовой части и одной в корме. Но перегрузка заставила уменьшить количество стволов и заменить верхнюю башню на двухорудийную.
Первым французским судном, заложенным после Вашингтонского договора в 1931 году, стал ≪Дюнкерк≫ (30 710 т, длина —215 м, ширина —31 м, 30 узлов (на испытаниях —31); бронирование: пояс — 141–41 мм, башни —330 мм, палубы —40 и 130 мм, восемь 330-мм орудий, шестнадцать 130-м универсальных пушек, десять 37-мм зенитных автоматов). Через три года заложили однотипный ≪Страсбург≫. Проект ≪Дюнкерка≫ стал итоговым в серии разработок, которые французы вели в ответ на появление немецких кораблей типа ≪Дойчланд≫.
В 1935 году корабль был спущен на воду, а в 1936-м вошел в боевой состав флота. В кормовой части были оборудованы катапульта и ангар на три гидросамолета. Несмотря на жесткое ограничение водоизмещения, французам удалось создать хороший корабль, сочетавший в себе приличную защиту, мощное вооружение и высокую скорость хода. Новые 330-мм пушки могли посылать 560-кг снаряд на 41 километр с интервалом в 22 секунды. Четырехорудийные башни были хорошо бронированы и разделены толстой переборкой на два независимых отсека. Средний калибр впервые в мире стал универсальным: 130-мм пушки в двух- и четырехорудийных башнях могли стрелять и по самолетам. Броневой пояс по типу корабля ≪Нельсон≫ был углублен в корпус и имел наклон в 11 градусов. В целом все специалисты расценивали ≪Дюнкерк≫ как хорошо сбалансированный и, несомненно, удачный корабль.
Рост итальянского флота требовал для сохранения паритета (равенства) на море строительства более мощных кораблей. В 1935–1938 годах были заложены четыре линкора типа ≪Ришелье≫ (43 575 т, длина — 248 м, ширина —33 м, 30,5 узла, мощность паротурбинной установки —150 000 л. с. (при перегрузке —180 000!); бронирование: пояс —330 мм, башни —430 мм, барбеты —405 мм, палубы —40 и 150 мм, восемь 380-мм и пятнадцать 152-мм орудий, двенадцать 100-мм зенитных пушек, шестнадцать 37-мм зенитных автоматов). По существу корабли типа ≪Ришелье≫ представляли собой увеличенный ≪Дюнкерк≫ с усиленной броней и артиллерией. Новая 380-мм пушка могла стрелять 881-кг снарядом на 37,5 километра. Система броневой защиты, по мнению такого авторитетного специалиста, как С. Балакин, ≪признана наилучшей из всех, когда-либо созданных для линкоров≫. Например, 150-мм палуба легко выдерживала попадание 500-кг авиабомбы. Уникальной была и энергетическая установка: на испытаниях ≪Ришелье≫ достиг скорости 32,6 узла.
В Италии недостаток средств не позволил построить необходимые для выхода в число ведущих морских держав пяти-шести современных линкоров, и конструкторы решили перестроить имеющиеся четыре устаревших по всем статьям дредноута типа ≪Леонардо да Винчи≫ таким образом, чтобы они стали хоть немного более конкурентоспособными с новыми кораблями. Для этого обычной модернизации было недостаточно, требовалась полная реконструкция. Корпуса удлинили на 10 метров. Поставили принципиально новую энергетическую установку, которая хотя и весила на треть меньше старой, но развивала втрое большую мощность. Это позволило дредноутам достигнуть вполне приличной скорости — 28 узлов. Оригинально решилась и проблема с вооружением. Прежние 305-мм пушки выглядели несолидно рядом с 381-мм и 406-мм монстрами ведущих морских держав. А разработка нового крупнокалиберного орудия для старых судов была для не очень богатой страны непозволительной роскошью. Тогда итальянцы рассверлили свои 12-дюймовки до 320 миллиметров. Прочность стволов могла при этом серьезно пострадать, но, к чести итальянских оружейников, операция прошла отлично. Правда, количество орудий пришлось сократить до десяти стволов. Артиллерия среднего калибра получила двенадцать 120-мм пушек, восемь 100-мм зениток и двадцать зенитных автоматов. Работы над первой парой линкоров, длившиеся более трех лет, закончили к 1937 году и сразу перешли к такой же модернизации второй.
Параллельно в 1935 году на верфях Генуи и Триеста произошла закладка принципиально новых кораблей ≪Литторио≫ и ≪Витторио Венето≫ (43 500 т, длина —237,7 м, ширина —32,8 м, 30 узлов; бронирование: многослойный броневой пояс (70+280+36+24) —420 мм, башни и барбеты —350 мм, палуба —111–62 мм, девять 381-мм и двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 90-мм зенитных пушек, тридцать шесть зенитных автоматов) —первых в Италии дредноутов последнего поколения, органически сочетавших действительно хорошую защиту с очень большой скоростью и мощным вооружением. Внушительно выглядела защита линкора ≪Литторио≫ сверху —главная броневая палуба толщиной до 162 миллиметров. Хорошо прикрывались и башни главного калибра, весившие более полутора тысяч тонн каждая. ≪Литторио≫ стал одним из наиболее защищенных линкоров мира за всю их историю. Вооружен он был тоже неплохо, хотя итальянцы и ограничились 381-мм главным калибром.
Американцы подключились к новому этапу постройки линкоров последними, но зато стали создавать сразу мощные корабли. В 1937 году они заложили ≪Норт Кэролайн≫ и ≪Вашингтон≫ (37 500 т, длина —222 м, ширина —32,9 м, 27,5 узла; бронирование: пояс —175–05 мм, башни и барбеты —406 мм, палуба —140 мм, девять 406-мм орудий, двадцать 127-мм универсальных пушек, тридцать два 40-мм зенитных автомата). Орудия главного калибра размещались в трехорудийных башнях, 127-мм пушки —в двухорудийных, в качестве зениток использовали восемь четырехствольных ≪бофосов≫, производство которых наладили в США, купив шведскую лицензию. Тогда это был лучший зенитный автомат в мире. Броня главного пояса имела наклон 17 градусов. Корабли оснастили двумя катапультами в кормовой части на два самолета. Численность экипажа впервые в американском флоте превысила 2 тысячи человек (2100). Корабли вступили в строй в 1941 году.
От Вашингтонского договора, пожалуй, больше всех пострадала Япония. На многие годы все возможности для усиления флота свелись к модернизации уже имевшихся кораблей.
Линейные корабли на всем этапе своего существования составляли главную силу флота, воплощали в себе последние достижения военной техники и промышленности, являлись предметом гордости нации.
Итак, я закончила своё краткое обозрение развития линкоров Великобритании, США, Японии, Франции и Италии перед второй мировой войной. Мой замысел заключался в следующем, мы должны были увидеть как начиналось, развивалось соперничество между двумя наиболее развитыми морскими державами мира — Великобританией и Североамериканским штатами. Мы проследили появление «нового» морского гегемона, разобрали с какими проблемами сталкивались ведущие державы мира при разработке и постройке кораблей линии, как линейные корабли стали влиять на внешнюю политику ведущих стран мира.