Найти в Дзене

Проблемы физического воспитания в средней школе. Что может сделать учитель физкультуры?

Оглавление
Фото – www.freepik.com
Фото – www.freepik.com

Уроки физкультуры, увы, мало кто воспринимает всерьез. Что там может быть сложного? Побегали, попрыгали, размялись и все. Ребенок вообще не хочет ходить на физкультуру – ну и не надо, не такой уж важный предмет.

Убрали часы физкультуры – никто и не заметил. Прибавили, в ответ возмущение – лучше бы русским языком или математикой занимались, у детей скоро ВПР, ОГЭ, ЕГЭ (нужное подчеркнуть).

А между тем цифры Росстата все печальнее с каждым годом – 85% школьников имеют проблемы со здоровьем (гиподинамия, слабое сердце, плохое зрение, сколиоз и т. д.). Есть проблемы с образом жизни – алкоголизм, наркомания, вредные привычки.

А причем тут физкультура? А притом, что на уроках физкультуры учитель прививает детям любовь к спорту, здоровому образу жизни, эстетические принципы – красивое тело, осанка, стремление к спортивным достижениям и т. д.

Бедную физкультуру, порой, задвигают в темный угол – нет финансирования. А значит – нет оборудования, подходящих спортивных залов, раздевалок, душевых. Детям скучно, неинтересно, нет мотивации.

Назад в прошлое

Фото – www.freepik.com
Фото – www.freepik.com

В СССР быть спортсменом, да и просто здоровым, сильным, ловким человеком – это считалось правильным. Все дети сдавали нормативы на уроках физкультуры, юноши и девушки сдавали нормы ГТО (готов к труду и обороне). Конечно, там были свои минусы, но об этом чуть ниже.

Воспевалась и пропагандировалась красота человеческого тела, спорт высоких достижений, здоровый образ жизни, радость движения. Не сдать нормативы или получить плохую оценку по физкультуре было просто-напросто стыдно.

Куда все это исчезло? С развалом СССР мы с радостью отказались от старых принципов, но так и не получили новых – за чем следовать, что хорошо, а что не очень? Ну а как было дальше? Развал Союза, голодные девяностые, отсутствие финансирования в школах и т. д. Сейчас здоровый образ жизни возвращается в моду, и это хорошо! Спортивные площадки во многих дворах, уличные тренажеры, площадки для воркаута, по утрам, особенно в теплое время года, можно встретить много людей на пробежке или занимающихся физзарядкой.

Наши проблемы в системе образования (в частности, преподавания физической культуры в школах) берут свое начало именно из нашей истории.

И сейчас на плечи учителя физкультуры ложатся непростые, но интересные задачи. Ведь чем задача сложнее, тем она интереснее, не правда ли?

Зачем физкультура в школе

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

В современном мире у детей наблюдается недостаток движения (гиподинамия), как следствие – развитие хронических заболеваний, трудности с вхождением в нормальный образ жизни и снижение ее качества. Проблема здесь кроется еще и в родителях, их вечной усталости – возьми телефон, планшет, ноутбук, только меня не трогай. Многие не хотят разбираться с проблемами ребенка – не хочешь ходить на физкультуру, достану справку.

Смысл уроков физкультуры – привить ребенку любовь к активному и здоровому образу жизни, к спорту, дать почувствовать радость от движения, бега, укрепить здоровье, улучшить спортивные навыки. Родители, потворствуя нежеланию ребенка «двигаться», ходить «на дурацкую физру», оказывают ему медвежью услугу.

От нормативов к индивидуальным планам

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Все дети разные. Их нельзя подогнать под общие нормативы, как бы мы не старались этого сделать. В этом и крылся большой минус советской системы.

Есть норматив, его надо выполнить, а если не получается? Ребенок от природы слаб, физически не развит – что делать? Ставить «два»? Раз не получилось, два не получилось, на третий раз уже и на урок идти не хочется.

Только учителю под силу разработать для своих учеников индивидуальные планы занятий. Хвалить даже за маленькие достижения: месяц назад выбегал на «два», а сейчас на «три», молодец!

Не должно быть скучно

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Ребенку иногда полезно бывает поскучать, но только не на уроках физкультуры. В этом-то и загвоздка – размялись, пробежались, поприседали, попрыгали и на этом все. Польза есть, а интереса нет.

Задача учителя – сделать свой урок интересным для учеников. Выбирать новые инновационные методики обучения, включать в план занятий современные элементы – йога, фитнес, популярные виды спорта (с учетом физического развития обучающихся). Организовать спортивный кружок или секцию, проводить внутришкольные или межшкольные соревнования, выходить на городской уровень.

Мотивация – ключ к успеху

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Развитие мотивации – один из самых сложных моментов в работе учителя физической культуры. Попробуй, докажи ребенку, что если вот сейчас заняться своим здоровьем, то в перспективе проживешь долгую и здоровую жизнь. Будешь красивым и умным. Не каждый взрослый способен работать на перспективу, что уж говорить про школьника?

Учитель должен выбирать цели поближе, более конкретные. Сдашь нормативы ГТО, получишь баллы плюсом к ЕГЭ, будешь хорошо заниматься – отпрошу с контрольной по математики, будем готовиться к соревнованиям, покажешь хороший результат – девчонки обратят на тебя внимание и т. д.

Здесь важный момент – знать своих учеников, любить и уважать. А не гнобить, как это часто бывает на уроках физкультуры – Иванова, ноги длинные, а бегать не можешь!

Подключайте родителей, проводите беседы, приглашайте на них психологов, врачей, тренеров, спортсменов. Учителя берут на вооружение социальные сети, снимают мотивирующие ролики, участвуют вместе с учениками в различных спортивных челленджах.

Сила = доброта

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Слабые физические данные, невозможность выполнить то или иное упражнение – ребенок может стать мишенью для насмешек и издевательств со стороны более сильных одноклассников. Задача учителя физкультуры – донести до детей, что буллинг в любой форме недопустим. К сожалению, такое явление до сих пор остается большой проблемой в школе. Учитель физкультуры – отличная кандидатура для того, чтобы проводить профилактику буллинга в классе.

По-настоящему сильный человек никогда не будет обижать того, кто слабее его физически или душевно. Помогать, брать под опеку, присматривать за теми, кто младше, быть достойным товарищем – вот эту важную мысль и линию поведения учитель физкультуры может и должен донести до своих подопечных.

Не проходной предмет

Фото – www.pexels.com
Фото – www.pexels.com

Физкультура – не проходящий предмет. И не стоит относиться к ней пренебрежительно.

Активный, физически развитый ребенок меньше болеет, упражнения помогают снять нагрузку, тренируют координацию, учат работать в команде.

Все зависит от того, кто ведет физкультуру. Учитель – тот самый неравнодушный человек, который любит детей и готов их учить, любит свою работу, несмотря на ее трудности.

Вас интересует профессия учителя? Может быть, вы именно тот, кто видит недочеты и ошибки в системе образования и готов их исправить? Сделать все от него зависящее и воспитать здоровых, развитых, умных и красивых детей, которые будут вспоминать вас потом с благодарностью. Все приходят в эту профессию по призванию. А наш курс дает все необходимые знания для этой работы.

#урокфизкультуры #учительфизкультуры #физкультура #нцрдо #дистанционноеобучение #курсыповышенияквалификации #профессиональнаяпереподготовка #онлайнобучение #учитель #школа