Найти тему

Как быстро научить сотрудников управлять проектами?

Сегодня 5 важных рекомендаций, которые помогут Вам принять правильные решения и сделать точный выбор.

В предыдущих постах мы разбирали принципиальные вопросы – стоит или нет учить сотрудников управлять проектами, и кого точно учить не стоит.

Рад, что большинство настроено учить, но в теме управления проектами есть особые тонкости, которые важно учесть при выборе обучения, чтобы было впрок и нацелено на результат.

И сегодня про это и поговорим.

Мысли мои основаны на 100+ очных тренингов по управлению проектами и десятков онлайн программ, которые я провел.

Ну и 6 лет работы моей программы Проектный спецназ.

Понятно, что я объективно считаю свои программы лучшими в странах СНГ, но в этом посте постараюсь не хвалить себя 😊, а дать Вам объективную картину и помочь разобраться с этой темой.

Итак, что важно учесть.

1.Чему учить

Сложность тут в первую очередь с тем, что нет четкого определения что такое управление проектами.

Под этим подразумевают все что угодно.

И можно нарваться на то, что купив тренинг по управлению проектами это будут просто уроки по рисованию графиков проекта в какой то программе, или наоборот, это может быть академический курс на пару лет, который ничем не поможет.

Критерий истины тут практика. Я всегда призываю смотреть на тему управления проектами с точки зрения эффектов.

По сути, управление проектами – это как сделать так, чтобы цель/цели проекта были достигнуты в срок и в бюджет. И не нужно ничего больше тут надумывать, все предельно четко и четкость помогает в выборе.

Но не все тут просто. И Мир не так прост.

Управление проектами это управление сложностью. И рисование графика, например, тут совсем не главное, это одно из.

Я выделяю 70+ компетенций, которые необходимо освоить руководителю проекта.

Испугал? Нет, не волнуйтесь не все нужно прокачивать сразу. Для начала достаточно пары десятков компетенций.

Итак, чему учить.

1.Управление собой – это ключевое. С личных ограничений и неумений РП все начинается.

2.Управление один на один членами команды.

3.Управление командой

4.Управление вовне, внешним полем проекта.

Понятно, что это все сразу невозможно освоить, поэтому расскажу дальше на чем фокусироваться в первую очередь.

2.Методология

Тут совсем можно запутаться. В какой методологии учиться?

Существует 10+ более-менее адекватных подходов (методологий, фреймворков, концептов и т.д.) управления проектами.

Все они воюют между собой, и тут важно не становится жертвами этих идеологических меряний кто лучше.

Вижу часто, как руководители компаний восторженно увлекаются какими то методологиями, и это часто заканчивается плачевно для компаний.

Любая методология - это маркетинг и игры эго.

Некоторое количество людей решило пропиариться и придумала новый мем, который хорошо продается (например, Agile, Scrum, OKR и др). Причем продается, спекулируя на нашей бесконечной вере в волшебную палочку и чудеса.

И важно тут не становиться топливом в чьей-то маркетинговой игре.

И тут критическое и системное мышление помогает отбросить шелуху и оставить главное.

В основе управления, в том числе проектного, так или иначе системные подходы. Потому как проект – это сложная система, которую нужно понять и потом уже управлять, понимая, что и как нужно менять чтобы все получилось.

Поэтому, выбирая обучение в той или иной методологии, я рекомендую смотреть на системные подходы, а не покупаться на простоту, которую обещают «новомодные» (на самом деле придуманные лет 50-100 назад) подходы.

О. Чуть не забыл. Важно тут еще вот что.

Важно, чтобы методология, которую дают в тренинге, была близка тому, как вы уже работаете, или планируете работать с проектами. Иначе все, чему научите, может не прижится.

Поэтому я всегда, когда меня просят провести тренинг, начинаю с изучения того, как компания ведет проекты уже сейчас, и учитываю это при подготовке программы. И поэтому тренинги встраиваются органично и потом люди продолжают делать и применять.

А по поводу методологий.

Я за интеграцию всего лучшего в единое целое.

Я в своих программах беру все лучшее из наиболее качественных подходов и даю целостную картину как можно это интегрировать для лучшего достижения результата.

3.Скорость обучения.

Управление проектами – это, по сути, отдельная сфера деятельности.

И, по-хорошему, конечно нужно время чтобы этому научиться.

Поэтому в Проектном спецназе у нас участники учатся 3 месяца.

Но я понимаю, у Вас и Ваших сотрудников скорее всего нет времени.

А результат нужен вчера. Проекты горят, планы нужно реализовывать, цели достигать.

Поэтому есть короткие форматы, которые дают быстро возможность освоить ключевые инструменты управления проектами и качественно по-другому начать управлять.

Например, у меня это очная программа для компаний, когда за 2 дня интенсива мы прокачиваем руководителей проектов.

4.Преметная область

В некоторых отраслях критически важно, чтобы тренер понимал в предметной области Вашего бизнеса и Ваших проектов.

И тут важно быть адекватным.

Я, например, за свои 20+ проектной деятельности занимался тысячами проектов из разных сфер.

Где-то у меня суперглубокая экспертиза, где-то меньше.

И трудно придумать сферу, где бы я совсем не касался проектов.

И тут важно не заиграться и видеть границы.

Да, подходы проектного управления универсальны и могут быть применены в любой сфере.

Но важно понимать свою экспертизу и свои ограничения.

Поэтому я, например, если вижу что потенциальному клиенту требуется глубокая экспертиза в предметной области откажусь и порекомендую коллег.

Например стройка. Я понимаю эту сферу, и реализовывал строительные проекты.

Но если нужно глубоко, например речь про строительство сложных объектов, то я не возьмусь за это, а порекомендую, например Михаила Софонова, который объективно Мастер в теме управления строительными проектами.

5.Практическое применение

Можно изучить модели, инструменты, подходы, но при этом не понять, что с этим делать в практике.

В проектном управлении это особенно важно. Много умных слов написано в сотнях страниц методологий, а что с этим делать не понятно.

Учиться тут важно сразу применяя знания на практике, и не просто на кейсах, а на своих реальных проектах.

Во всяком случае я так делаю, и это очень эффективно.

По сути, в таком подходе Вы получаете 3 в одном – обучение ключевым инструментам без воды, проработку проектов Вашей компании и мотивацию сотрудников следовать тому, что они выучили и использовать проектные подходы в дальнейшем.

Кратко так. Задавайте вопросы, с удовольствием помогу разобраться.

Если интересна тема обучения проектному управлению своих сотрудников, напишите мне – посмотрю Вашу ситуацию, подскажу либо чем я могу помочь, либо подскажу к кому из коллег лучше обратиться.

Полезного и правильного Вам выбора!