У многих на слуху список претензий протестантизма к Католической и Православной Церкви. Починание икон, молитва святым и за усопших, - эти и другие пункты вероучения вызывают протест у духовных детей Лютера, Кальвина и множества учителей протестантизма. Протестантизм мощно вошел в истории во многом благодаря принципу Sola Scriptura - только Писание. Все то, что прямо не находится в Писании подвергается сомнению и отторжению. Насколько объективен такой подход?
Давайте начнем с того, что наличие письменных текстов не всегда является обязательным признаком наличия высокой культуры у тех или иных групп или целых народов. Известные эпосы Гомера во всем их не маленьком объеме скорее всего сперва передавались устно, а лишь потом были записаны. Здесь невольно вспомнишь начало Евангелия от Луки, где апостол пишет о том, что свое Евангелие он написал после тщательного исследования и изучения доступного ему материала о жизни Господа. А ведь этот материал первоначально был в устной форме. Поэтому, акцент протестантизма на том, что Откровение Духа Святого может и должно быть только в письменной форме и что оно ограничено только корпусом Священных текстов, нам кажется не верным.
Иисус Христос перед Своими искупительными страданиями сказал ученикам: пошлю вам иного Утешителя, Духа Истины, Который наставит вас на всякую истину. Также Он сказал: вот, Я с вами во все дни до скончания мира. Таким образом, Божественное Откровение всегда присуще Церкви как Телу Христову. Более того, именно Церковь установила канон новозаветных книг и приняло такой же канон от Церкви ветхозаветной. Но ведь жизнь Церкви в Духе Святом не может ограничиться только корпусом новозаветных книг, потому что Бог здесь и сейчас, т.е. в каждый отрезок исторического времени, присутствует в Церкви и руководит ей как Глава.