Найти тему
Кинооператор рассказывает

99. Секретное творчество выпускников операторского факультета ВГИКа

Уважаемые друзья!

Сегодня я хочу опубликовать на Яндекс-Дзене статью кинооператора Бориса Смирнова "Секретное творчество выпускников операторского факультета ВГИКа". Борис Алексеевич в течение многих лет (до 2014 г.) был заведующим кафедрой "Кинотелетехники" операторского факультета ВГИК и с 1986 года преподавал дисциплину "Специальные киносъёмки".

Смирнов Борис Алексеевич (фото Л.Коновалова)
Смирнов Борис Алексеевич (фото Л.Коновалова)

Вы, наверное, догадались по названию статьи, что Борис Смирнов был одним из тех, кто снимал фильмы с грифом "совершенно секретно" для правительства нашей страны об испытаниях ракетной техники. Кроме того, к апрелю 1961 года (к моменту полёту первого человека в космос) Борис Смирнов был единственным штатным фотографом Центра подготовки космонавтов. Именно Б.Смирнову удалось снять Гагарина, Леонова, Титова, Терешкову и многих других космонавтов задолго до первого полета, оставив для истории более 10 000 фотокадров космической летописи.

Юрий Гагарин и Борис Смирнов
Юрий Гагарин и Борис Смирнов

Статья была опубликована в книге "Б.А.Смирнов. Избранные статьи" в 2016 году.

-3

Редактор-составитель сборника - кандидат технических наук О.Н.Раев, до реорганизации, в 2014-2018 гг. был заведующим кафедрой "Аудиовизуальных технологий и технических средств" ВГИК.

Здесь, на Дзене, опубликована первая половина статьи, я добавил сюда иллюстрации, а также дал ссылки на фильмы.

***

Смирнов Б.А.

Секретное творчество выпускников операторского факультета ВГИКа

7 июля 1943 года в ставке Гитлера «Вольфшанц», в Польше состоялся необычный киносеанс. Генерал Вальтер Дорнбергер и доктор Вернер фон Браун показывали киноматериалы запусков ракеты ФАУ-2. Гитлер знал об экспериментальных работах с ракетами, но видел их впервые. И то, что он увидел на экране, его поразило.

«Фау-2» (от нем. V-2 — Vergeltungswaffe-2 оружие возмездия) — первая в мире баллистическая ракета дальнего действия
«Фау-2» (от нем. V-2 — Vergeltungswaffe-2 оружие возмездия) — первая в мире баллистическая ракета дальнего действия

Двенадцатитонная махина, несущая в себе тонну взрывчатки, плавно набирая скорость, уходила в небо на ослепительно ярком столбе пламени. Кадры повторялись, они были сняты просто, без изысков. Но объект съёмки был настолько эффектным, что его можно было смотреть без конца. Ракета на общем плане, затем чуть крупнее. Крупно хвостовой отсек и двигательная установка. Двигатели начинают работать. Вот они выходят на максимальный режим, и происходит отрыв ракеты от стартового стола. И, наконец, следует панорама за ракетой, стремительно улетающей в небо. «Эта ракета станет оружием, которое решит исход войны», — сказал фюрер после просмотра.

Киносеанс в бункере имел масштабные последствия. В горах Тюрингии, недалеко от Нордхаузена была вырублена громадная штольня, в которой разместился подземный завод и начато серийное производство ракеты ФАУ-2.

Топливные баки ракет Фау-2 (V-2) на сборочном конвейере в туннеле «Б» подземного завода Дора-Миттельбау. Нордхаузен, июль 1944 г.
Топливные баки ракет Фау-2 (V-2) на сборочном конвейере в туннеле «Б» подземного завода Дора-Миттельбау. Нордхаузен, июль 1944 г.

[ Взято из: https://waralbum.ru/119111/ ]

Вечером 8 сентября 1944 года в предместье Гааги немецкое ракетное подразделение «Север» запустило первые две ракеты по Лондону. Результаты ракетного удара были ужасающими.

Последствия бомбёжки
Последствия бомбёжки

Всего немцам удалось выпустить по Лондону 1300 ракет. Если бы Гитлер увидел киноматериал об испытаниях ФАУ-2 года на два раньше, итоги войны могли стать гораздо более драматичными...

Ракеты ФАУ-2 стали главными трофеями Второй мировой войны. Увы, большая их часть досталась американцам. Проводя секретную операцию «Пейперклип», они вывезли из поверженной Германии более ста готовых ракет ФАУ-2 и 492 специалиста по ракетной технике. А то, что вывезти не смогли, — постарались уничтожить.

В конце апреля 1945 года в Германию прибыли советские ракетчики. Им предстояло по разрозненным деталям восстановить ФАУ-2 и наладить её производство. Вместе с ними в Германию прибыла съёмочная группа киностудии «Моснаучфильм», чтобы снять фильм о немецкой ракетной технике для информации высшего руководства СССР.

Надо отметить, что в Германии в то время находилось довольно много советских специалистов, занятых изучением передовых технологий немецкой промышленности и отправкой в СССР трофейной техники. Трофеи эти были оплачены кровью советских солдат. Не использовать их было бы непростительно по отношению к павшим и к тем, кто восстанавливал лежащую в руинах нашу страну. Сотрудники операторского факультета ВГИКа Леонид Васильевич Баринов и Евсей Абрамович Иофис участвовали в этом важном государственном деле.

Кинооператор Л.В.Баринов (из архива операторского факультета ВГИК)
Кинооператор Л.В.Баринов (из архива операторского факультета ВГИК)

Е.А.Иофис на занятиях во ВГИКе
Е.А.Иофис на занятиях во ВГИКе

В это же время в Германии произошло любопытное событие. Кинооператор научно-исследовательского института Военно-воздушных сил майор Николай Кудряшов, впоследствии доцент операторского факультета ВГИКа, нашёл в развалинах на фирме «Мессершмитт» кассету от киноаппарата. Кассета была заряжена плёнкой, но оказалась открытой и засыпанной кирпичной пылью. Поэтому плёнка интереса не представляла, а вот сама кассета интерес как раз представляла. Она была необычно удлинённой формы, имела встроенное обогревательное устройство и относилась к киноаппарату, который Кудряшову был неизвестен.

Майор Кудряшов пользовался особым покровительством генерал-майора Василия Сталина, мечтавшего создать в Военно-воздушных силах собственную киностудию. Поэтому к месту, где была обнаружена кассета, в тот же день прибыл батальон солдат, которые по кирпичику стали перебирать развалины. И киноаппарат был найден. Это оказалась специальная авиационная камера фирмы «Белл-Хауэлл», применявшаяся для съёмки в автоматическом режиме на внешних подвесках самолёта. Стараниями Кудряшова киноаппарат передали Красногорскому оптико-механическому заводу, где он был скопирован и запущен в серийное производство, превратившись в авиационный киносъёмочный аппарат «АКС-2». Неисчислимому количеству этих аппаратов суждено будет снимать практически все старты советских ракет. А кроме того, снимать испытания авиационной техники, атомных бомб и многих других подобных объектов.

Кинокамера АКС-2
Кинокамера АКС-2
Кадры, снятые камерой АКС-2, фокусное расстояние 18 мм (угол поля изображения по горизонтали 63 градуса), в облегчённом металлическом боксе, дистанция 12 метров. Иллюстрация из другой статьи Б.Смирнова.
Кадры, снятые камерой АКС-2, фокусное расстояние 18 мм (угол поля изображения по горизонтали 63 градуса), в облегчённом металлическом боксе, дистанция 12 метров. Иллюстрация из другой статьи Б.Смирнова.

В конце 1946 года поезда с трофейной ракетной техникой, восстановленной на немецких заводах, отправились из Германии в СССР. Они прибывали в подмосковные Подлипки на «фирму» Королёва и на испытательный полигон Капустин Яр в Астраханской области. В это же время в ведомстве Лаврентия Берии изучали личные дела съёмочной группы киностудии «Моснаучфильм». В состав этой группы вошли: режиссёр Николай Чигорин и операторы: Владимир Муратовский, Александр Филиппов, Всеволод Афанасьев, Игорь Касаткин, Олег Лебединский, Фёдор Богдановский, Владимир Суворов. Им предстояла совершенно секретная работа особой государственной важности. Летом 1947 года в специальном вагоне литерного поезда они выехали на полигон Капустин Яр. Группе предстояло снимать испытания немецких ракет «ФАУ-2», а затем наших отечественных ракет «Р-1» и «Р-2».

Уникальные киноматериалы, снятые группой Н. Чигорина, давали объективную информацию об освоении ракетной техники высшему руководству страны и, что особенно важно, помогали разработчикам ракетной техники выявлять причины аварий, которые в то время были не редки. Думал ли кто-нибудь об исторической ценности этого киноматериала? Да. Думал — главный конструктор «изделия № 1» — Сергей Павлович Королёв. И тогда и все последующие годы он опекал кинематографистов, создавая им максимально возможные условия для успешной работы.

Важной частью этой работы стала съёмка стартов ракет. Справедливость требует отметить, что впервые в нашей стране старт ракеты снимал оператор киностудии «Совкино» Михаил Ошурков.

Кинооператор Михаил Ошурков
Кинооператор Михаил Ошурков

Произошло это в 1933 году под Москвой, в Нахабино. Ракету «ГИРД-09» конструкции М. Тихонравова, размером чуть больше человеческого роста, везли к месту старта на трамвае, а потом несли на руках. Ошурков снял подготовку к запуску и сам старт. Фильм состоял из одного статичного среднего плана, снятого с расстояния около десяти метров объективом F=50 мм.

Памятник в Нахабино ракете "ГИРД-09", сейчас территория инженерной в/ч ВС РФ
Памятник в Нахабино ракете "ГИРД-09", сейчас территория инженерной в/ч ВС РФ

Ракета «ФАУ-2», с которой впервые столкнулись операторы группы Чигорина, была принципиально новым для кинематографа и сложным объектом съёмки. Опасность взрыва и динамические нагрузки не позволяли во время старта приблизиться к ракете ближе, чем на 100 метров. Скорость её (5400 км/час) в пять раз превышала скорость звука. Высота полёта 85 км. Дальность — 270 км. Таким образом, оказывалось, что снять можно было только старт и подъём ракеты на начальном участке полёта. Задача облегчалась тем, что от запуска двигателей до отрыва ракеты от стартового устройства камера могла быть неподвижной. А после отрыва, в самом начале полёта, скорость ракеты не сразу достигала максимальных величин, и это давало возможность панорамировать за ракетой. Съёмка продолжалась около 30 секунд и позволяла получить достаточно крупное и качественное изображение стартующей ракеты.

Съёмочная аппаратура, которая применялась для этих необычных съёмок, была типичной кинематографической техникой того времени. Немые штативные кинокамеры «Парво» модель «Л» французской фирмы «Дебри» (операторы называли их «Дебри-Л») весом около десяти килограмм, с тяжёлым 24-вольтовым аккумулятором, питающим мотор камеры.

«Парво» модель «Л» французской фирмы «Дебри»
«Парво» модель «Л» французской фирмы «Дебри»

Использовались также кинокамеры «Аскания» — аппараты такого же класса, как и «Парво». Но «Аскания» могла комплектоваться двумя моторами — для съёмки с нормальной частотой и более мощным мотором для съёмки с частотой до 72 кадров в секунду. Оба эти аппарата имели так называемую «сквозную наводку» — визирование кадра и фокусировку непосредственно через кадровое окно киноаппарата, сквозь плёнку. Это требовало от оператора немалой сноровки, так как глаза не могли мгновенно адаптироваться к тёмному, плохо различимому изображению, видимому через плёнку. Нередко оператор, чтобы улучшить адаптацию глаз, накрывался во время съёмки куском чёрной ткани, как это делали фотографы в старинных ателье, снимая «пластиночными» фотоаппаратами.

«Парво» и «Аскания» были аппаратами, которые могли приводиться в действие электродвигателем или ручкой. И операторы старой школы иногда снимали старт ракеты, вращая ручку, считали свою руку проворнее и точнее любого электромотора.

18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут состоялся первый в СССР запуск ракеты «ФАУ-2». В самом конце года совершенно секретный фильм киностудии «Моснаучфильм» — «Испытания стрельбой дальнобойных ракет “ФАУ-2”» — был показан Сталину. Учитывая важность темы и ранг кинозрителя, дикторский текст в этом фильме поручили читать Левитану.

Старт ракеты отображён в фильме достаточно подробно. На общем плане, на расстоянии около 100 метров от камеры, стартовый расчёт расходится от ракеты. Затем от ракеты отходит мачта с проводами и запускается двигатель. Через секунду ракета начинает подъём и выходит из кадра. Всё это происходит в статичном кадре. Камера неподвижна. В следующем плане ракета снизу входит в кадр, продолжая подъём. Камера панорамирует за ракетой, которая постепенно уменьшается в размере и превращается в светящуюся точку. В этот момент из точки возникает инверсионный след, который прочерчивает кадр по диагонали. Затем эпизод запуска ракеты повторяется примерно в таких же планах, но снятых крупнее и в «рапиде», со скоростью 72 кадра в секунду.

В финале картины возникает план ночного запуска «ФАУ-2». Он снят панорамой сопровождения, камерой «КС-50Б» (той самой, которой фронтовые операторы снимали хронику Великой Отечественной войны).

Кинооператор Николай Прозоровский с кинокамерой КС-50Б, 1943 г.
Кинооператор Николай Прозоровский с кинокамерой КС-50Б, 1943 г.

Панорама снималась с дистанции 150 метров объективом F=100 мм с рук, поэтому она оказалась неровной — ракета буквально «пляшет» в кадре. Но благодаря тому, что кадр ночной и фон совершенно чёрный, это не выглядит явным недостатком и даже сообщает кадру дополнительную эмоциональность. Кинокадры аварийных запусков, а их было примерно половина от удачных, в фильм включены не были.

Развитие ракетной техники всё более усложняло работу кинооператоров на стартовых площадках и требовало специального оборудования и особых приёмов съёмки. Эти съёмки оказались тесно связанными с освоением новых видов вооружения и поэтому были секретными, но это не помешало тому, чтобы они стали по-настоящему творческой работой.

В начале 50-х годов начали разрабатываться сверхмощные боевые ракеты-носители ядерного оружия. Задачу эту выполняли одновременно несколько конструкторов. Семён Алексеевич Лавочкин создавал крылатую ракету «Буря».

Крылатая ракета "Буря" стартовая масса 97,2 тонн, длина 19,88 м
Крылатая ракета "Буря" стартовая масса 97,2 тонн, длина 19,88 м

А у Сергея Павловича Королёва заканчивалась разработка межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7». О том, что «Р-7» — «Семёрка» станет главной космической ракетой России, никто тогда не думал. В самых дерзких фантазиях не могли представить, что эта ракета выведет на орбиту первый спутник и что на ней первым полетит в космос Гагарин.

Межконтинентальная баллистическая ракета "Р-7"
Межконтинентальная баллистическая ракета "Р-7"

И «Буря» и «Семёрка» вышли на лётные испытания почти одновременно — в 1957 году. К этому времени производство секретных кинофильмов для Политбюро об атомных бомбах и ракетной технике стало делом уже отлаженным. Поэтому вопрос о том, снимать или не снимать испытания новых ракет, ни у кого даже не возникал. Важно, что эти съёмки проводились прежней группой операторов киностудии «Моснаучфильм», которые имели уникальный опыт съёмки ракет. По своим размерам и мощности «Буря» и «Семёрка» многократно превосходили все прежние ракеты. Специфические сложности съёмки ракетных стартов, которые только намечались при работе с «ФАУ-2», теперь проявились в полной мере.

Опасность мощного взрыва при аварии, тепловые и динамические нагрузки предполагали удаление кинооператора от стартующей ракеты на сотни метров. А многообразие изобразительно интересных процессов, происходящих с ракетой во время старта, требовало снимать его одновременно несколькими камерами. Однако эти процессы и многие объекты оказывались вне поля зрения операторов и их кинокамер из-за большого расстояния.

Специфические особенности старта ракеты приводят к необходимости снимать его многокамерным методом, располагая автоматически действующие киноаппараты в различных местах стартовой площадки, большинство из которых недоступны человеку. В то же время изыскивается возможность приблизить кинооператора к ракете на оптимальное для съёмки расстояние.

Эту методику разработали пионеры съёмки ракетных стартов с началом испытаний ракеты «Буря» и ракеты «Р-7». Она использовалась на протяжении нескольких десятилетий многими операторами (в том числе и автором этого доклада), каждый из которых вносил в съёмку стартующей ракеты своё художественное мастерство, свои творческие приёмы. Эта методика применима с некоторыми изменениями для всех типов ракет — боевых и космических, и она позволяет создать на экране выразительные и разнообразные эпизоды старта ракеты.

В 1961 году испытания крылатой ракеты «Буря», поразительно похожей на будущий американский «Шаттл» были прекращены. А ракета «Р-7», пройдя несколько модификаций и получив название «Союз», и сегодня летает в космос, являясь главной космической ракетой России и самой надёжной космической ракетой в мире. Последнее имеет самое прямое отношение к работе оператора при съёмке старта ракеты.

*

В ближайшее время будет опубликовано продолжение статьи.

*

Справка. "Несекретное" творчество Б.Смирнова.

-17