Вопрос с одной стороны простой, с другой стороны имеются определенные сложности. Многим категориям путешественников требуется перевозка оружия – спортсмены-биатлонисты, охотники, сотрудники силовых ведомств и многие другие. Услуга весьма востребованная, однако, следует помнить, что патроны для оружия являются опасным предметом, классифицируемым по категории 1.4s IATA DGR. Кроме того, оружие не должно находиться в руках лица, не имеющего специальное разрешение. Ну и сама по себе перевозка оружия это вопрос авиационной безопасности.
Собственно, процесс я расскажу хорошо на примере нашего основного перевозчика. У других перевозчиков и аэропортов свои стандарты и тарифы. В Аэрофлоте оружие входит в норму бесплатного провоза багажа по весу. То есть, если по билету вы можете перевезти одно место багажа до 23 кг весом, а у вас чемодан 10 кг, а ещё берданка 4 кг весом и 2 кило патронов, то за перевозку оружия доплачивать не придётся, так как общий вес составит 16 килограмм. А если бы чемодан весил больше 17 килограмм, то получился бы перевес, пришлось бы доплачивать в размере стоимости дополнительного места багажа. Общая масса патронов, перевозимых с собой не должна превышать 6 килограмм, а вот если их больше, то нужно позаботиться, чтобы их забрал кто-то, у кого есть разрешение на оружие, так как в мусорку их не выкинуть, простому человеку не отдать.
Такой пассажир подходит к обычной стойке регистрации, где его регистрируют, как обычно, вначале принимают к перевозке багаж, потом зовут оружейников и регистрируют оружие. На оружие выпускаются обычные бирки, одна на оружие, вторая – на патроны. Они никуда не клеятся, а передаются в руки оружейнику. Он уводит пассажира в оружейную комнату, где проверяет и принимает оружие. Пока ждут оружейника, пассажиру вносится ремарка WEAP, с формализованной записью о номере бирки и количестве мест. Эта же информация вносится в информацию по рейсу для центровки, чтобы они указали в сводно-загрузочной ведомости, а если того потребует авиакомпания, подготовили NOTOC. Есть один нюанс в некоторых самолётах, по какой причине центровщик должен заранее знать об оружии на рейсе.
Оружие на самолёт приносит тот же оружейник, как и передаёт информацию диспетчеру комплектовки для внесения в багажный манифест. Это всё же багаж. Грузчики отвязывают оружейный ящик, опускают его на ленточном транспортере, бортпроводник открывает ящик своим ключом, оружие опускается в ящик, который поднимается обратно по транспортеру и так же привязывается на штатное место поперек шпагатом. Шпагат привязывается к соответствующим фитингам в багажнике. Оружейный ящик обычно располагается в Bulk, так как там он никому не мешает. Но в случае с самолётами, у которых нет Bulk, ситуация немного другая. В принципе, в Боинге-737 нет Bulk, однако есть неплохой закуток в хвосте на четвёрке, где оружейный ящик отлично подопрёт стенку туалетного бака. А вот на Сухом Суперджете с этим ящиком вечные сложности. На самый хвост, на 42 позицию, он не помещается – там слишком мало места. Вот и пихают его в первый багажник, где он не будет мешать вешать сетки.
Вот здесь и начинаются сложности, так как по центровке в передний, более вместительный, багажник кладут груз, а в задний – багаж. Грузится обычно груз ещё до окончания регистрации, чтобы потом не мешать багажным грузчикам. Поэтому на критически важных направлениях оружейный ящик тупо закидают с горкой почтой или коробами так, что потом до ящика добраться будет проблематично. Хороший центровщик предупредит допа, чтобы тот оставил проходик к оружейному ящику. Авиакомпания Россия позже, когда получила от Аэрофлота Сухие, видя эту проблему, решила перенести ящик, оставив его в первом багажнике, но ближе к люку. Начались другие проблемы – об этот ящик стали все запинаться при погрузке и выгрузке, поэтому авиакомпания вернула его вглубь багажника. У Боинга-777 ситуация схожая – Bulk не разделяется сетками, поэтому ящик столь же регулярно заваливают грузом и почтой, так как этого добра могут закинуть до тонны.
За креплением и швартовкой ящика тщательно следят инспекторы, так как не закрепленный оружейный ящик может нанести повреждения самолёту, вплоть до пробивания сквозных отверстий в багажнике.
Если оружие не помещается в ящик, его кладут сбоку. В любом случае, попасть из салона в багажник достаточно проблематично, а патроны всё равно находятся в ящике, который закрыт на замок. По прилёту ситуация повторяется. Благодаря внесенной ремарке, которая отправляется в телеграмме PSM, оружейники по прилету знают об оружии в багажнике на рейсе, поэтому приходят после прибытия и забирают оружие в оружейку, где его забирает пассажир.
Если говорить о самом оружейном направлении… Наверное, это Камчатка. Там постоянно летают охотники, при этом летают с собакой. Такой получается тандем AVIH+WEAP. Да вообще на Дальний Восток достаточно часто летают с оружием.
---------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/214034.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.