Главное правило писателя – необычность! Это так, если писатель думает не только о том, что ему интересно, но и заботится о читателе и постоянно напоминает себе о том, чтобы читателю было не скучно. И, конечно же, первое впечатление о произведении тут играет важную роль.
Разумеется, начало произведения, в идеальном варианте, продиктовано авторским замыслом, сюжетом и тем, как именно вы решите подавать события. И это действительно лучший вариант – когда вы точно знаете, почему и зачем ваше произведение начинается именно так, а не иначе.
Гораздо хуже, когда ещё на самом старте нападает вдруг творческий ступор, и начало даётся непросто – и вот, мы сидим у чистого листа, долго-долго смотрим на него, и абсолютно ничего не идёт в голову, с чего же можно было бы начать?
И худшее решение – начать хоть с чего-нибудь!
Тут важно, чтобы вы поняли правильно: естественно, с чего-то начинать в любом случае придётся. Однако крайне нежелательно, если это случайная сцена, так сказать, абы что – лишь бы дело пошло. Такой автор думает: «Главное, начну, а там уже и распишусь, дело пойдёт!».
Почему это плохо? Конечно, на стадии черновика подобный подход ещё годится – действительно, чтобы разогнать творческий ступор. Однако читателю подобное показывать не стоит, и перед публикацией, пусть даже просто в интернете, такое «случайное» начало нужно будет переписывать и заменять на что-то более стоящее.
Возвращаемся к первой мысли: всё, что автор пишет, должно иметь свою литературную цель и назначение. А начало и вовсе крайне ответственный момент – помните про то самое «первое впечатление»?
Ну а теперь, наконец, к главному – посмотрим краткий перечень самых штампованных и банальных начал. Сразу скажу, что как раз этих случаев нужно избегать по максимуму – исключения, как и в любом правиле, тут есть, но о них я расскажу чуть позже.
Итак, чем не рекомендуется начинать литературное произведение:
- Момент пробуждения героя. Сюда же относится утренний моцион героя непосредственно после пробуждения, а также ситуации, когда, пробудившись, герой старается вспомнить о том, что было накануне, и как же он попал в данную ситуацию;
- Биография героя: родился, был таким-то ребенком, рос так-то и т.д.;
- У героя амнезия, он пытается вспомнить, кто он такой;
- «Занималась алая заря, стояло морозное февральское утро». Описание пейзажа, интерьера, экстерьера, особенно длинное, более трёх предложений;
- Долгое перечисление однотипных элементов;
- Описание внешности персонажа;
- Обращение к читателю (исключения, как и во всех предыдущих случаях, есть!). В особенности наущение, как стоит воспринимать книгу, или собственное видение автора на произведение – подобное, при необходимости, лучше поместить в предисловие, которое не является непосредственно частью самого произведения;
- Герой представляется читателю, например, слова «Привет, меня зовут Иван, мне 26 лет»;
- Философствования, тем более в отрыве от сюжета;
- Создание загадочности там, где её нет на самом деле. Например, описывается картина, как герой с лицом, закрытым капюшоном, ночью пробирается куда-то тёмными подворотнями, вокруг сыро и страшно – и в итоге выясняется, что он просто шел на назначенную встречу по простому вопросу или же в магазин за продуктами.
Вариантов ещё больше, но это – самые распространённые.
И многие даже удивятся, насколько. Думаю, нет нужды объяснять, что вышеперечисленные приёмы давно превратились в литературные штампы – их использовали слишком часто ещё более 100 лет назад. Оправдания, что так писал Достоевский, Пушкин, не принимаются – это IXX век, а сейчас, напомню, век XXI. Классика является эталоном совсем не в этом смысле, а в каком – я расскажу в одной из последующих публикаций.
Однако давайте теперь рассмотрим исключения, ведь всегда можно чуть украсить даже подобные штампы, и они уже перестанут казаться банальностью. И большинстве случаев на помощь нам приходит именно тот главный козырь хорошего писателя, о котором я упоминал в самом начале – неожиданность.
Итак:
- Момент пробуждения героя и всё, что с этим связано, допустимо описывать, если герой пробуждается в совершенно необычных, неожиданных, невероятных обстоятельствах. Это нечто такое, чего не случается с сотнями людей по всему миру довольно часто;
- Начинать произведение с биографии героя можно только, если это биографическое, историческое или иное жизнеописательное произведение – сюда же идут лироэпические жанры и некоторые случаи фэнтези;
- У героя амнезия, он пытается вспомнить, кто он такой: пожалуй, тут исключением можно назвать разве что ситуации, когда герой при этом активно действует, и точно знает, что делает (да, такое действительно бывает);
- Описание пейзажа, интерьера и экстерьера вполне приемлемо, если оно сразу же, с первых трёх предложений содержит в себе нечто настолько необычное, что у читателя брови сами поползут вверх от удивления;
- Долгое перечисление однотипных элементов допустимо только если элементов не более пяти в одном предложении (это уже тонкости стилистики), и если элементы эти притом поразительны и необычайны до крайности. Например, «на столе лежали человеческая голова, калькулятор, флейта, сыр и любовное письмо». Правда, в таком случае, как вы понимаете, и элементы эти уже не такие уж однотипные, не так ли?
- Описание внешности персонажа допустимо, только если оно содержит черты и детали, которые ну никак не встретишь в реальной жизни (тем более все вместе, в сочетании) ни при каких обстоятельствах;
- Обращение к читателю, в основном, нормально смотрится вне предисловия только в юмористических, сатирических, биографических и лироэпических жанрах;
- Философствования приемлемы только недолгие (1-2 абзаца), и только если они не пространные, а на конкретную тему, крайне необычную для искушённого читателя. И желательно, чтобы они были напрямую (не косвенно!) связаны с сюжетом, который за ними последует.
Надеюсь, вы понимаете, что частных случаев может быть больше, однако тут приведены самые распространённые варианты.
Здесь мы поговорили, в основном, о том, как НЕ начинать произведения, и я лишь немного коснулся темы того, как же всё-таки подойти к «вступлению». Ну а более подробно об этом я расскажу в одной из следующих статей.