Найти тему
Православная Жизнь

Наставления праведного Серафима Саровского об особом значении молитвы в жизни верующих

"Любая благодетель, творимая ради Христа, идет на пользу человеческой душе. Но более всего благодать Святого Духа стяжает в себе человек во время молитвы. А самое главное - она оружие, которое всегда в наших руках", - так говорил о молитве преподобный отец Серафим.

Захотели вы, например, пойти в церковь на службу, да либо храма рядом нет, либо служба уже закончилась. Захотели вы нищему помочь, да неимущих рядом нет, либо подать вам нечего. Захотели вы любое другое доброе дело во имя Христа сделать, да сил на то нет, либо удобный случай никак не придет. Только к молитве это все не относится: молиться есть возможность везде и всегда. Богатый и нищий, сильный и слабый, здоровый и немощный - все равным образом могут призывать имя Господа.

Так наставлял молодых иноков и мирян преподобный Серафим Саровский, подчеркивая особую роль молитвы в жизни верующего человека.

Ежели имя Божье будет на наших устах - будем спасены. Призовем Его и спасемся. Если будем продолжать жить, не забывая о молитве, не лишимся милости Божьей во веки.

Разговаривая с посетителями своей уединенной кельи о молитве, праведник призывал людей не забывать об апостольских словах:

Всегда радуйтеся. Непрестанно молитися. О всем благодарите (1 Сол. 5 , 16-18).

Именно Серафим Саровский составил список молитв, которые являются основой утреннего и вечернего молитвенного правила большинства православных верующих.

Пробудившись ото сна, прежде чем начать какое-либо дело, праведник советовал христианам прочесть следующие молитвы:

  • Трижды следует прочесть "Отче наш";
  • Трижды славим мы Пречистую Деву, читая: "Богородице Дево, радуйся...";
  • Единожды читаем "Символ веры".

Только после этого человек может приступать к выполнению ежедневных обязанностей.

Во время работы, по пути из дома или домой, в любую свободную от дела минуту, праведник советовал верующим читать Иисусову молитву:

«Господи Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (ую)»

Когда и разум и сердце человека соединятся в молитве, его сердце будет наполнено невыразимой духовной теплотой, что и будет говорить о высокой ступени молитвенного подвига, имеющего важное значение в духовной жизни каждого христианина.