Скажу честно, к личной работе с психологом я подбиралась очень долго. Присматривалась… Выжидала… Я ведь понимала, что этому человеку мне придется открыть душу, рассказать о тех вещах, о которых я почти никому (а иногда и вообще никому) не говорила, что это может быть неудобно, больно, страшно. Но судьба распорядилась так, что пойти мне сначала пришлось. А потом… снова пришлось.
Что было до?
До того как решиться на личную терапию, я много, долго и с удовольствием читала книги и статьи по психологии (я их и сейчас продолжаю читать с удовольствием). Хотела даже поступать на психолога, когда эта специальность только появилась в единственном вузе нашего маленького города. Но конкурс был дичайший, к тому же надо было сдавать историю, а с датами, событиями и именами императоров-полководцев у меня всегда было плохо, поэтому я даже пытаться не стала – поступила на филфак. В то время о личной терапии я и не помышляла. На мой взгляд, «лечить было нечего». А вот буквально через год…
Первый раз
Буквально через год после поступления в университет летом я попала под колеса машины. Травм было не очень много (шрам на ноге, сотрясение мозга, пара потерянных передних зубов), зато, как я потом говорила, психологически я хапнула в этой аварии будь здоров. Я начала бояться машин. Ездить в них, слышать, как они визжат тормозами, чувствовать, как они разгоняются. Даже скорость в 40 км/ч казалась мне запредельной… И еще по ночам мне стал сниться один и тот же сон: будто я иду посередине дороги, а мимо меня на огромной скорости несутся машины, и вот-вот какая-нибудь из них меня собьет, и мне опять будет так же больно, обидно и страшно, как когда меня сбили по-настоящему...
Я решила, что так продолжаться не может – надо что-то с этим делать, и пошла к психологу. Не помню, где взяла его контакты, да это и не важно. Записалась, пришла, потому что хвалили. Психолог оказался мужчиной по возрасту примерно как у моего отца (отца к тому времени в живых уже не было). Я помню, конечно, что мы о чем-то говорили. А еще я помню, что он каким-то образом сканировал мою ауру с помощью какого-то прибора, потом дал мне распечатанные листы с ее изображением и что-то рассказывал. Наверное, и задания какие-то давал, но я уже плохо помню. Зато помню свое ощущение: недоумение и уверенность, что здесь мне помочь, пожалуй, не смогут. Поэтому больше я к этому мужчине не приходила.
Попытка №2
Но, поскольку проблема не исчезла, я решила попытать счастья у другого психолога. На этот раз это была женщина возраста моей мамы или немного моложе. У нее были уже другие методы. Там я тоже помню листы с распечатанными текстами – только это были уже задания. Кажется, мне надо было бороться со своими страхами (ведь у меня был страх езды на автомобиле), и для этого предлагалось, например, учиться не бояться вступать во взаимоотношения с людьми: заговаривать о погоде с незнакомцами, как-то где-то себя демонстрировать… Еще помню, что психолог подарила мне колючий шарик с колечком из пружинки. Нужно было катать шарик по руке, а колечко – по каждому пальцу, чтобы успокоиться. Не помню, через какое время я перестала ходить к ней. Просто я поняла, что мне здесь не комфортно, у меня есть чувство, что меня не понимают и не работают с моей проблемой.
Это чувство – что вас не понимают – очень важное в работе с психологом. По крайней мере, лично для меня. На него обязательно стоит ориентироваться. Если вам некомфортно, надо или обсудить это и найти возможность сделать так, чтобы вам было комфортно, или уходить.
Пытаемся дальше?
В очередной раз к психологу (это все были, кстати, кабинетные специалисты – я приходила к ним то домой, то, кажется, в школу, то в больницу) я пошла после того, как расчесала себе в кровь все руки. Работа у меня тогда была нервная, к тому же я замыслила переезд, поэтому наличие расчесов могло быть связано именно с этим. Психолог работала в городской поликлинике и принимала в больнице. Во время сеанса с ней я рыдала горькими слезами и никак не могла остановиться. Она снисходительно относилась к моим излияниям, была очень живой, а еще в ее кабинет постоянно кто-то пытался попасть – а там я в слезах сижу. Здесь я уже после первого сеанса поняла, что больше не вернусь – ни сюда, ни вообще к психологам.
Зато я сделала еще один важный вывод: когда общаешься с психологом, нужно где-то на глубинном уровне чувствовать, что он тебе подходит просто по-человечески. Потому что каждый из нас хочет видеть в фигуре психолога кого-то своего – просто старшего отстраненного доброжелательного Взрослого, почти что Друга, которому можно все рассказать, немного строгого Родителя, который где-то даже тобой покомандует. Человеческая совместимость – важный фактор успешной работы с психологом.
Привет, пандемия!
После того похода к психологу прошло не меньше трех лет – и на мир обвалилась пандемия коронавируса. Я тогда жила уже в новом месте и даже заболела довольно сильно. Но ПЦР-тесты в то время, в марте 2020 года, еще были не распространены, а пульмонолог, которая направляла меня на КТ легких, сказала: «Вы же понимаете, что, если у вас будет обнаружено поражение легких, я буду вынуждена отправить вас сдавать тест на ковид?». Я понимала. И в ту ночь мне стало так страшно, что впервые в жизни я словила самую настоящую паническую атаку. Это когда ты вскакиваешь посреди ночи в диком ужасе, тебе трудно дышать, у тебя колотится сердце, и ты не знаешь, куда бы убежать, спрятаться или что еще сделать, чтобы этот кошмар закончился.
Поняв, что сама я справиться с такими закидонами психики не смогу, я опять пошла к психологу. На этот раз по рекомендации подруги. И в этот раз это была онлайн-встреча. Я сразу оценила подобный формат: не надо никуда ехать, сиди себе дома, в привычной обстановке. Это здорово минимизирует стресс. Работа тоже понемногу пошла. Настолько, что я решила посещать этого специалиста регулярно, сначала два раза в месяц, а потом, когда она подняла цены, раз в месяц. (Тут кроется ответ на вопрос, как часто надо посещать психолога. Смотрите по своим потребностям и возможностям. Можете платить за два сеанса в месяц – это прекрасный формат. Хотите ходить каждую неделю – это тоже возможно. Но и раз в месяц – лучше, чем ни разу.)
Об осознаниях
Что дала мне работа с психологом? О! В этом месте я загадочно улыбаюсь, как будто меня спросили, правда ли, что я выиграла миллион долларов. Работа с психологом дала мне меня. Пафосно? Зато правда. Благодаря этой работе я начала себя узнавать, лучше понимать; я стала понимать, что такое личные границы, как их отстаивать без скандалов; я научилась видеть своих Внутренних Ребенка, Родителя и Взрослого и выстраивать между ними гармоничные отношения; научилась понимать, чего и почему я боюсь и что с этим можно сделать. Я познакомилась с методами коррекции психологического состояния. Но не это главное. Главное – во время одной из наших консультаций я вдруг поняла, что тоже хочу быть психологом.
Для меня это было странно. Я и не думала, что это мое глубинное желание. А оказалось, что это именно оно и есть. Так что буквально в течение недели после консультации я нашла подходящий вуз, поступила на программу профессиональной переподготовки – и через год с небольшим радовалась своему диплому психолога и коуча, новым знаниям и тем горизонтам, которые открываются передо мной.
Вот какие результаты дала мне работа с психологом: в буквальном смысле слова помогла мне обрести настоящую себя. И то же самое может дать работа с психологом и вам. И даже еще больше. Самое главное – понимать, что вы хотите получить, и уже с этим запросом идти к специалисту. Так ваша работа будет более продуктивной. Проверено лично.
Продолжу ли я ходить к психологу?
Для меня как для психолога это уже вопрос профессиональный, поэтому да, я продолжу ходить к психологу – личная терапия для психологов важна. Я продолжила бы, даже если бы не выучилась сама. Потому что я вижу изменения, которые происходят, результаты, которые дает эта работа. А получив образование, я понимаю, что откаты в этой работе – это обычное явление, их не надо бояться. И того, что будет страшно или захочется плакать, тоже не надо бояться. К страшным вещам можно подбираться постепенно, когда ваши внутренние опоры будут для этого достаточно крепки. А плакать даже полезно. Думаю, вы это и без меня знаете.
Так что, если вы хотите попробовать работу с психологом и ждете какого-то знака, считайте, что это он. Да, можно в первый раз ошибиться с выбором специалиста (но, если вы дадите себе время, чтобы к нему присмотреться, возможно, вы и не ошибетесь). Да, может быть страшно говорить с психологом о своих чувствах от работы с ним. Но учиться говорить о чувствах важно – это полезная вещь в отношениях с другими, а с психологом можно «порепетировать». В общем, как вы уже поняли, работу с психологом я рекомендую всем: молодежи, подросткам, пожилым людям, родителям, одиночкам и т.д. Важно только найти «своего» специалиста, «своего» человека – и вы увидите, как это здорово – открывать себя настоящих с помощью индивидуальной психологической работы.
#психология #работа с психологом #личный опыт #саморазвитие
Понравилась статья? Ставьте лайк!
Считаете ее полезной? Поделитесь с теми, кому она может пригодиться еще!
Хотите лучше понимать себя и других, больше знать о психологии? Подписывайтесь на мой канал!
И читайте:
- что делать, если не хочется делать ни-че-го
- почему полезно себя хвалить
и другие интересные материалы.